Организация-застройщик (ЗАО) владеет на праве собственности зданием, расположенным на земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности

ЗАО обратилось к администрации муниципального образования с заявлением о предоставлении ему градостроительного плана земельного участка. Дополнительные документы на земельный участок организация не представила (в том числе договор аренды земельного участка).

На территории муниципального образования, где находится земельный участок, действует положение, изданное представительным органом местного самоуправления, согласно которому градостроительный план предоставляется заявителю лишь в том случае, если он представил вместе с заявлением на получение градостроительного плана правоустанавливающие документы на земельный участок.

Правомерен ли отказ администрации муниципального образования организации в предоставлении градостроительного плана земельного участка по причине непредставления последней правоустанавливающих документов на земельный участок?

Ответ: Отказ администрации муниципального образования организации в предоставлении градостроительного плана земельного участка по причине непредставления последней правоустанавливающих документов на земельный участок неправомерен.

Помимо этого издание представительным органом местного самоуправления нормативного акта, согласно которому градостроительный план предоставляется заявителю лишь в том случае, если заявитель представил вместе с заявлением на получение градостроительного плана правоустанавливающие документы на земельный участок, незаконно. Данный акт противоречит Градостроительному кодексу РФ и не подлежит применению в этой части.

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления заявления на получение градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Данная позиция дополнительно подкрепляется однозначной позицией арбитражных судов.

Обоснование: Статья 44 ГрК РФ регулирует градостроительные планы земельных участков.

В соответствии с ч. 1 указанной статьи подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Статья 46 ГрК РФ предусматривает особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 ГрК РФ.

Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, в случае если физические или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления представляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из анализа указанных выше норм следует, что исключений из нормы ч. 17 ст. 46 ГрК РФ законодатель не предусмотрел. Орган местного самоуправления не вправе издавать нормативный правовой акт, противоречащий федеральному закону, и отказывать физическим и юридическим лицам в получении градостроительного плана земельного участка на этом основании. Таким образом, отказ администрации муниципального образования организации в предоставлении градостроительного плана земельного участка по причине непредставления последней правоустанавливающих документов на земельный участок неправомерен.

Сделанный нами вывод подтверждается в материалах судебной практики.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 03.10.2012 N А28-10038/2011 по результатам рассмотрения аналогичного дела сделал схожие выводы, признав действия администрации муниципального образования незаконными в части непредоставления градостроительного плана земельного участка по просьбе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

К аналогичному выводу пришел Шестой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.01.2012 N 06АП-4657/2011 (Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 21.05.2012 N Ф03-978/2012 данное Постановление оставлено без изменения).

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

08.04.2013