Работник организации себе в помощь привлек иностранца, не имеющего разрешения на работу. Организация о помощи иностранца не знала, трудовой договор с ним не заключала, вознаграждение ему не платила. Орган ФМС России оштрафовал организацию по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Правомерно ли это?

Ответ: Если организация в суде сможет доказать, что это не она привлекла для работы иностранного работника без разрешения на работу, а ее работник себе в помощь по собственной инициативе привлек иностранца, то у нее есть шанс оспорить штраф. В то же время судебная практика по этому вопросу неоднозначная.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ временно пребывающие иностранные граждане вправе заниматься трудовой деятельностью при наличии разрешения на работу.

Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если оно требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ).

У организации есть шанс избежать ответственности, если она докажет, что не она привлекала к работе иностранца, не имеющего разрешения на работу, а ее работник по собственной инициативе. Такими доказательствами, например, могут быть показания свидетелей - людей, привлеченных к работе работником организации, из которых следует, что организация о помощи иностранца не знала, трудовой договор с ним не заключала, вознаграждение ему не платила (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2012 N А27-11241/2011, ФАС Поволжского округа от 07.09.2010 N А12-3127/2010, ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2010 N А56-53393/2009).

В то же время не все суды считают, что организация не может быть привлечена к ответственности, если ее работник себе в помощь привлек нелегала по собственной инициативе. Так, ФАС Московского округа решил, что организация в подобной ситуации оштрафована по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ за несоблюдение допустимой доли привлеченных к работе иностранцев для торговли на рынке обоснованно (Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2011 N КА-А40/5352-11). А ФАС Северо-Кавказского округа указал, что организация обоснованно привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку работники организации, допуская на территорию иностранных помощников, фактически действовали от ее имени (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2009 N А53-8225/2008-С4-4).

Таким образом, обнаружив, что на территории организации работает иностранный гражданин без разрешения на работу, орган ФМС России оштрафует организацию. И нет никакой гарантии, что суд отменит этот штраф, даже несмотря на то, что к работе нелегала привлек работник организации по собственной инициативе.

А. В.Кононенко

Издательство "Главная книга"

04.04.2013