Организация перешла с УСН на ОСН и исчисляет налог на прибыль с использованием метода начисления в 2013 г

На основании п. 2 ст. 346.25 НК РФ в организации необходимо в составе доходов признать доходы в сумме выручки от реализации товаров в период применения УСН, оплата которых не произведена до даты перехода на исчисление налога на прибыль по методу начисления, а в составе расходов признать расходы на приобретение товаров в период применения УСН, которые не были оплачены налогоплательщиком до 01.01.2013.

Включается ли задолженность покупателей товаров по состоянию на 31.12.2012 во внереализационные доходы в I квартале 2013 г. при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль?

Включается ли задолженность организации поставщикам товаров по состоянию на 31.12.2012 во внереализационные расходы в I квартале 2013 г.? Зависит ли сумма задолженности поставщикам, отражаемая во внереализационных расходах, от объекта налогообложения при применении УСН?

При применении п. 6 ст. 346.25 НК РФ при переходе организации с УСН на ОСН суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН при приобретении товара, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на ОСН.

Вправе ли организация предъявить суммы НДС к вычету при переходе с УСН на ОСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2013 г. N 03-11-06/2/10983

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления налоговой базы при переходе организации с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Указанные в пп. 1 п. 2 ст. 346.25 Кодекса доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Согласно п. 1 ст. 271 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих при исчислении налога на прибыль организаций метод начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Таким образом, организация, применявшая упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывает в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения (в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения) независимо от времени погашения задолженности.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления учитывают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Вместе с тем не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы кредиторской задолженности, образовавшейся на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

По вопросу уплаты организацией, перешедшей с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных, но не использованных при применении упрощенной системы налогообложения, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 346.25 Кодекса при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были включены в расходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 171 гл. 21 Кодекса налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты. При этом п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным как для реализации, так и для использования в производственной деятельности, но не использованным в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в первом налоговом периоде, в котором организация перешла на общий режим налогообложения, при выполнении вышеуказанных условий.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

04.04.2013