Организация обратилась в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с просьбой предоставить в собственность земельный участок, находящийся в федеральной собственности и имеющий сельскохозяйственное предназначение. Организация арендует данный земельный участок более трех лет, используя его по назначению. Территориальное управление отказало в предоставлении участка, сославшись на то, что организация не представила документы, подтверждающие ее статус как сельскохозяйственной организации

Правомерны ли требования территориального управления?

Ответ: Требования территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом неправомерны, так как документ, подтверждающий статус организации как сельскохозяйственного товаропроизводителя, не включен в Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень). Тем не менее организация, претендующая на предоставление земельного участка в собственность, должна подтвердить документально, что земельный участок использовался в сельскохозяйственных целях.

Обоснование: В п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Пунктом 2 ст. 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Пункт 4 ст. 28 ЗК РФ гласит, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ указано, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Однако использовать данную статью при рассмотрении подобного вопроса неуместно, так как в законодательстве не предусмотрена необходимость наличия у лица, обращающегося с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, документа, подтверждающего статус сельскохозяйственной организации.

Заметим также, что согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

В Перечне приведен исчерпывающий список необходимых документов. Он выглядит так.

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. Уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения.

4.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. Уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.

5.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в п. п. 1 - 6 Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Дополнительно отметим: п. 2 Приказа Минэкономразвития России N 475 закреплено, что документы, указанные в п. п. 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Как видно из Перечня, в нем не указаны документы, подтверждающие статус организации как сельскохозяйственной, но в Перечень включены документы, дающие право на приобретение земельного участка в собственность. Таким образом, органы государственной власти не вправе требовать представления документов о статусе организации, тем не менее организацией должны быть представлены документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях.

Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.09.2012 N А38-2631/2012 указал, что Перечень является исчерпывающим, требование дополнительных документов неправомерно. Нормы законодательства не предусматривают необходимость наличия у лица, обращающегося с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, статуса сельскохозяйственной организации. Следует отметить, что в подтверждение факта использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением истец приложил к своему заявлению на предоставление земельных участков в собственность письмо Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования, согласно которому на земельных участках в 2009 - 2011 гг. выращивались зерновые культуры.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28.09.2012 N А20-4326/2011, рассматривая аналогичную ситуацию, также признал, что Перечень не содержит требований о предоставлении информации о принадлежности общества к сельскохозяйственным организациям. В Постановлении указано: суды установили, что общество имеет статус сельскохозяйственной организации и использует спорные участки по целевому назначению.

Из данного обоснования следует, что органы исполнительной власти вправе требовать для предоставления в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности и имеющего сельскохозяйственное предназначение, исключительно документы, указанные в Перечне. Требование дополнительных документов, не указанных в Перечне, и отказ в заключении сделки на данном условии неправомерны. Однако организация должна подтвердить использование земельного участка в сельскохозяйственных целях документами, выданными уполномоченными органами.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

02.04.2013