Об учете доходов от долевого участия в других организациях при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми, а также об отражении данных доходов в уведомлении о контролируемых сделках

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 апреля 2013 г. N 03-01-18/10636

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 248 Кодекса предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

В соответствии с п. 1 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.

Таким образом, при определении суммы доходов по сделкам за календарный год в целях признания сделок контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 Кодекса учитываются соответствующие суммы доходов от долевого участия в других организациях.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105.3 Кодекса.

Кроме того, согласно ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 Кодекса.

Таким образом, обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 Кодекса, должна быть исполнена лицом, как выплачивающим, так и получающим доходы от долевого участия в других организациях.

Одновременно отмечаем следующее.

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

При этом в соответствии со ст. 154 ГК РФ двух - или многосторонние сделки именуются договорами. В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Исходя из признаков, содержащихся в указанной статье, а также исходя из положений ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" выплата доходов от долевого участия является исполнением соответствующей обязанности организации и прекращает право требования выплаты соответствующей суммы акционеров (участников).

Однако в рассматриваемой ситуации в отношении доходов от долевого участия не может быть определена цена и не представляется возможным выявить сравнимые обстоятельства для определения соответствия цен сделок, так как распределение доходов от долевого участия зависит от суммы чистой прибыли, остающейся после налогообложения.

Таким образом, по мнению Департамента, доходы от долевого участия в других организациях учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 Кодекса, отражаются в уведомлении о контролируемых сделках, при этом к ним не применяются положения ст. ст. 105.15 и 105.17 Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

02.04.2013