Орган местного самоуправления (заказчик) проводит открытый конкурс на заключение договоров страхования каско и ОСАГО в отношении автомобилей, принадлежащих муниципальному образованию. В конкурсной документации указано, что договоры страхования будут заключаться в отношении автомобилей иностранного производства в количестве, не превышающем 752 автомобилей, стоимость которых составляет от 500 000 до 8 000 000 руб. Также в документации указано, что сумма страховой премии устанавливается в процентном отношении от стоимости каждого автомобиля. Правомерно ли указание данных об автомобилях таким способом без указания точного числа автомобилей?

Ответ: Отсутствие в конкурсной документации точных сведений о количестве автомобилей при условии, что данный критерий влияет на цену договора (контракта), является нарушением законодательства.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 954 Гражданского кодекса РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, от которых зависит размер страховой премии. Таким образом, для расчета страхового тарифа страховщику необходимо владеть полной информацией в отношении каждого транспортного средства, подлежащего страхованию.

На основании ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом, в случае если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).

Как видно из приведенной нормы, установлен перечень сведений, которые должна содержать конкурсная документация.

Пунктом 4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ установлено, что конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Необходимо отметить: суды придерживаются позиции, исходя из которой следует, что отсутствие указания в конкурсной документации точного количества автомобилей является неправомерным.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, установление более выгодных условий для некоторых участников является нарушением антимонопольного законодательства.

Так, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 N 18АП-10002/2010 отмечено, что отсутствие точного указания количества автомобилей при условии, что информация о каждом автомобиле влияет на величину страховой премии, является нарушением норм законодательства.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.03.2011 N А33-5153/2010 также отметил, что неуказание в конкурсной документации точной информации об автомобилях при условии, что цена договора рассчитывается исходя из стоимости автомобиля, является нарушением норм законодательства.

Исходя из всего изложенного выше считаем, что отсутствие в конкурсной документации точных сведений о количестве автомобилей при условии, что данный критерий влияет на цену договора, является нарушением законодательства.

Кроме того, отметим, что на основании ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Учитывая данную норму, следует заключить, что в конкурсной документации рассматриваемого конкурса необходимо указывать не только сведения о количестве автомобилей, но и точную информацию по каждому автомобилю (марку, возраст, стоимость и т. п.), так как именно данная информация напрямую влияет на стоимость договоров страхования в отношении каждого автомобиля.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.04.2013