Размещенная заказчиком на официальном сайте конкурсная документация на право заключения по итогам открытого конкурса государственного контракта на оказание информационных услуг содержит указание на формирование цены контракта исходя из стоимости затрат на оказываемые услуги, затрат на страхование и перевозку, сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, а также затрат по услугам, оказанным сторонними организациями. Правомерно ли определение порядка формирования цены контракта (цены лота) таким способом, если в соответствии с проектом контракта его предметом являются названные услуги, оказываемые исполнителем лично?

Ответ: В рассматриваемом случае определение порядка формирования цены контракта не соответствует законодательству о размещении заказов.

Обоснование: В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

На основании ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна предусматривать порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, в указанной норме предусмотрен тот перечень факторов, которые могут влиять на цену контракта, причем по смыслу нормы он является закрытым.

Таким образом, формирование цены контракта (цены лота) с учетом иных затрат, не являющихся обязательными исходя из предмета контракта или в силу положений законодательства, нельзя признать правомерным, а затраты по услугам, оказанным сторонними организациями, не являются ни составной частью предмета рассматриваемого государственного контракта, ни обязательными в силу законодательства РФ платежами; из конкурсной документации, размещенной заказчиком, не следует ни конкретизации, ни обязательности таких затрат, что делает необоснованным порядок формирования цены контракта.

Необходимо отметить, что суды также обращают внимание на закрытость названного перечня, который не подлежит расширительному толкованию (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КА-А40/1841-09, от 03.12.2008 N КА-А40/11201-08, Определением ВАС РФ от 31.03.2009 N ВАС-3538/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления). Кроме того, необходимо иметь в виду, что за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.04.2013