В соответствии с условиями приложенного к конкурсной документации проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту дорожных сооружений, включенных в состав дорог местного значения, контроль за выполнением указанных работ осуществляется представителями заказчика в месте выполнения работ при условии предоставления со стороны подрядчика помещений, оборудованных телефонной и интернет-связью и средствами оргтехники. При этом конкурсная документация в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта содержит необходимый расчет и ссылку на используемые источники информации в отношении рассматриваемых работ, а также содержит указание на то, что цена контракта включает стоимость всех необходимых услуг и затрат, являющихся предметом контракта. Отвечает ли такое обоснование начальной (максимальной) цены контракта требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к установлению начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)?

Ответ: Такое обоснование нельзя признать отвечающим требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) к установлению начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

На основании п. 4.4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (ч. 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

В силу ч. 3 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований названной статьи.

Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) по смыслу положений ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ предполагает обоснование размера оплаты всех товаров (работ, услуг), входящих в предмет контракта.

Обоснование, не учитывающее какие-либо обязательные предстоящие затраты, не позволяет с достоверностью определить такую цену, поскольку не отражает в рассматриваемом случае все необходимые (исходя из условий проекта договора) вспомогательные затраты, связанные с осуществлением контроля за выполнением указанных работ, а именно на предоставление помещений, оборудованных телефонной и интернет-связью и средствами оргтехники. Таким образом, для обеспечения достоверного и полного обоснования участнику размещения заказа следовало обосновать и затраты в связи с предоставлением таких помещений.

Следует отметить, что ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение административного правонарушения, выразившегося в утверждении конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3000 руб.

Решение ФАС России от 16.01.2012 N К-66/12 подтверждает изложенную позицию. По обстоятельствам изложенного в нем дела проект договора, приложенный к аукционной документации на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, предусматривал, что расходы по организации работ рабочей и приемочной комиссией, в том числе по обеспечению комиссии автотранспортом, несет подрядчик. Участие в повторном осмотре результатов работ рабочей и/или приемочной комиссией осуществляется заказчиком на платной основе - 100 000 руб. без учета НДС за каждый осмотр на условиях 100%-ной предоплаты; подрядчик обязан обеспечить условия для работы представителей заказчика, осуществляющих строительный контроль, с выделением помещения для организации рабочих мест, оборудованных средствами оргтехники, связи (включая мобильную) и транспортом; подрядчик по указанию заказчика обязан заключить договоры аренды на земельные участки вне границ полосы отвода автомобильной дороги.

Вместе с тем обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указанное в документации об аукционе, не содержало обоснования стоимости организации и обеспечения работ рабочей и приемочной комиссии заказчика и обеспечения комиссий автотранспортом, представителей заказчика, осуществляющих строительный контроль, а также стоимость аренды земельных участков, что, по мнению ФАС России, нарушает ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта в рассматриваемой ситуации не соответствует требованиям Закона N 94-ФЗ.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.04.2013