Российская организация, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, уплачивает ввозные пошлины до подачи таможенной декларации. При подаче в электронном виде очередной декларации оказалось, что на уплату ввозной пошлины за товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, не хватило 2000 руб. Таможенный орган, зарегистрировавший данную декларацию, на следующий день после регистрации отказал в выпуске товаров, мотивируя это несоблюдением условий выпуска товаров, установленных в п. 1 ст. 195 ТК ТС. Правомерны ли действия таможенного органа?

Ответ: Ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате до выпуска товаров. В соответствии с действующим законодательством в ходе проверки сведений, заявленных в декларации, при обнаружении несоблюдения условий выпуска товаров должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, должно было проинформировать лицо о данном факте и о том, какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, то есть запросить дополнительные документы и сведения. Срок выпуска товара мог быть продлен на срок, необходимый для завершения формы таможенного контроля, но не более 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации ДТ.

Таким образом, по нашему мнению, действия должностного лица, выразившиеся в бездействии по запросу дополнительных документов и сведений, а также в отказе выпуска товара на следующий рабочий день после регистрации ДТ, являются неправомерными.

Обоснование: Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). Исходя из норм п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. На основании п. 2 ст. 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

При этом формами таможенного контроля являются как проверка документов и сведений, так и получение объяснений (ст. 110 ТК ТС). В соответствии со ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

Исходя из п. п. 11 - 12 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395, проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации (далее - опись документов). Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

В соответствии с п. 46 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (утрачивает силу с 1 октября 2013 г. в связи с изданием Приказа ФТС России 05.03.2011 N 510 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК (ФТС) России"), при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля несоблюдения условий выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. В уведомлении указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.

На основании п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Так, в п. 4 ст. 196 ТК ТС указано, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.

Таким образом, при обнаружении нехватки денежных средств на уплату ввозной таможенной пошлины инспектор таможенного органа обязан был известить об этом декларанта и предоставить срок для представления нового платежного документа.

При этом согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, при заполнении графы "В" декларации в случае уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, после регистрации декларации на товары элементы 4 - 7 вносятся уполномоченным лицом в порядке, установленном п. 44 настоящей Инструкции, на основании представленных документов, подтверждающих (отражающих) уплату таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 104 ТК ТС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии законодательством государств - членов Таможенного союза.

Из вышеизложенного следует, что, не запросив дополнительно представить платежное поручение с доплатой ввозной пошлины или пояснения по данному факту и не установив срок их предоставления, должностное лицо таможенного органа осуществило бездействие при таможенном контроле по конкретной ДТ.

Таким образом, по нашему мнению, действия должностного лица, выразившиеся в бездействии по запросу дополнительных документов и сведений, а также в отказе выпуска товара на следующий рабочий день после регистрации ДТ, являются неправомерными.

О. Е.Рассолова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

31.03.2013