Хозяйственное партнерство выплачивает вознаграждение членам наблюдательного совета партнерства, а также компенсирует их расходы в период исполнения ими своих обязанностей

Признаются ли такие выплаты объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ?

Ответ: Соглашением об управлении хозяйственным партнерством могут предусматриваться порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" (далее - Закон N 380-ФЗ), и, в частности, наблюдательного совета партнерства, а также размеры вознаграждений и компенсаций расходов членов таких органов в период исполнения ими своих обязанностей. Учитывая то, что данные выплаты произведены вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, они объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ не являются (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)). Выплаты, связанные с компенсацией расходов таких лиц в размерах, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, признаются компенсационными выплатами, которые от обложения страховыми взносами освобождаются на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Обоснование: Хозяйственные партнерства - организационно-правовая форма юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 2 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников определяются Законом N 380-ФЗ.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом N 380-ФЗ принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством (ч. 1 ст. 2 Закона N 380-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 380-ФЗ соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие Закону N 380-ФЗ и другим законодательным актам РФ условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства. Исключением являются случаи, если в соответствии с Законом N 380-ФЗ такие положения должны содержаться в уставе партнерства.

Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с Законом N 380-ФЗ, в том числе может предусматривать:

- порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с Законом N 380-ФЗ (совета директоров партнерства, наблюдательного совета партнерства, правления партнерства, дирекции партнерства, комитета партнерства, президиума партнерства и других), то есть не относящегося к единоличному исполнительному органу партнерства;

- компетенцию, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления, включая порядок возникновения, порядок реализации и порядок прекращения полномочий их членов;

- порядок подготовки, созыва и проведения очередных и (или) внеочередных собраний таких органов управления;

- порядок принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), порядок обжалования решений таких органов;

- размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей (п. п. 10 и 11 ч. 7 ст. 6 Закона N 380-ФЗ).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Законом N 212-ФЗ.

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признаются плательщиками страховых взносов на основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Это следует из ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, предусмотренная ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2013 г. Основание - Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.".

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, приведен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Подпунктом "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). К ним, в частности, относятся компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Исключением являются:

- выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

- выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными организациями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников.

Таким образом, вознаграждение в пользу членов наблюдательного совета партнерства, а также выплаты, компенсирующие расходы в период исполнения ими своих обязанностей, выплачиваются хозяйственным партнерством в соответствии с соглашением об управлении партнерством. Поскольку указанные выплаты произведены вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, они объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ не являются (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Аналогичные разъяснения в отношении обществ с ограниченной ответственностью приведены в п. 6 Письма Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

29.03.2013