Налоговый орган принял решение о проведении в отношении организации выездной налоговой проверки. Организация до завершения выездной налоговой проверки изменила свой адрес местонахождения, и данный факт был зарегистрирован в ЕГРЮЛ
Подлежит ли в указанном случае выездная налоговая проверка прекращению?
Ответ: Выездная налоговая проверка не подлежит прекращению в случае изменения проверяемой организацией адреса местонахождения до завершения выездной налоговой проверки.
Обоснование: Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с абз. 2 названной нормы налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.
Согласно ст. 87 НК РФ установлены следующие виды налоговых проверок:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Таким образом, решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговый орган по месту нахождения организации на момент принятия соответствующего решения.
При этом следует отметить, что положения ст. 89 НК РФ не предусматривают в качестве основания для прекращения выездной налоговой проверки изменение налогоплательщиком адреса местонахождения до момента окончания выездной налоговой проверки.
Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Следовательно, выездная налоговая проверка оканчивается составлением справки о проведенной проверке.
Как отметил Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 08.11.2010 по делу N А46-7512/2010, положениями НК РФ не предусмотрено прекращение выездной налоговой проверки в случае изменения юридического адреса проверяемым налогоплательщиком в ходе проведения уже начавшейся выездной налоговой проверки.
Е. А.Башарин
Юридическая компания "Юново"
28.03.2013