Организация по договору с производителем приобретает и ввозит на территорию РФ его продукцию. Права на товарный знак, размещенный на продукции, принадлежат третьему лицу. Налоговые органы при проверке исключили из расходов организации по налогу на прибыль затраты на рекламу продукции, посчитав, что реклама, содержащая изображение товарного знака, права на который принадлежат третьим лицам, не является экономически обоснованным расходом. Правомерно ли это?

Ответ: Исключение из расходов затрат на рекламу товара, в которой содержится изображение товарного знака, принадлежащего третьему лицу, неправомерно. В данном случае объектом рекламирования является не товарный знак, а продаваемый товар. Экономическая обоснованность рекламных расходов товара подтверждается направленностью расхода на получение дохода. Наличие или отсутствие прав на товарный знак для целей налогообложения значения не имеет.

Обоснование: К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых, приобретенных или реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования могут выступать, в частности, средства индивидуализации товара и сам товар (п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Если в рекламе представлены (описаны) свойства товара, например его уникальные характеристики, или указано место, где его можно приобрести, а также, может быть, указана и цена товара, можно сделать вывод, что объектом рекламирования выступает товар, а не товарный знак.

Пленум ВАС РФ отметил, что размещение отдельных сведений, вызывающих четкую ассоциацию с определенным товаром, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку для поддержания интереса к товару в данном случае достаточно изображения части сведений, в том числе и товарного знака (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").

Основными критериями для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль являются их документальное подтверждение и экономическая обоснованность. Экономическая обоснованность расходов определяется их направленностью на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).

В рассматриваемом случае организация приобретает товары в собственность с целью их дальнейшей перепродажи, поэтому затраты на рекламу продукции напрямую связаны с получением дохода и являются обоснованными. При этом размещение на продукции товарного знака, принадлежащего третьему лицу, не влияет на обоснованность рекламных расходов и ее связь с деятельностью организации. Такая точка зрения подтверждается и судебными решениями (Постановления ФАС Московского округа от 04.12.2012 N А40-36365/12-115-172, от 11.03.2012 N А41-43832/09, от 02.09.2010 N КА-А40/9665-10, от 15.04.2010 N КА-А40/2756-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2008 N А21-6798/2007).

О. В.Кулагина

Издательство "Главная книга"

28.03.2013