По результатам выездной проверки организации территориальный орган ПФР установил факт неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (в частности, было установлено, что организация не включила в базу для начисления страховых взносов единовременное пособие в связи с выходом работников на пенсию). В связи с занижением базы для начисления страховых взносов территориальный орган ПФР привлек организацию к ответственности в том числе за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Правомерно ли привлечение к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ?

Ответ: Законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете не предусматривает, что в представляемых в территориальный орган ПФР сведениях персонифицированного учета должны отражаться выплаты, не включенные в базу для начисления страховых взносов. Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в которых отсутствует информация о таких выплатах, не должны расцениваться как недостоверные. Таким образом, привлечение организации к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) неправомерно.

Обоснование: Территориальные органы ПФР уполномочены проводить выездные проверки организаций (п. 2 ч. 1 ст. 29, ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР территориальные органы ПФР проводят проверку документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (ч. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР.

При этом заметим, что в законодательстве РФ не определено, какие сведения персонифицированного учета считаются недостоверными.

При этом, например, в Определении ВАС РФ от 01.03.2013 N ВАС-17744/12 по делу N А62-1345/2012 по поводу представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета отмечено, что обязанности организации по представлению сведений о выплатах, не включенных ею в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые ею не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Организация обязана представить сведения о выплатах, фактически включенных в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически начисленных.

Следовательно, если организация не предоставила в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета информацию о не включенных в базу для начисления страховых взносов выплатах, то это, по нашему мнению, не означает, что организация представила недостоверные сведения.

В связи с этим решение территориального органа ПФР о привлечении организации к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, по нашему мнению, подлежит обжалованию (гл. 7 Закона N 212-ФЗ).

Также обратим внимание, что в силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ взыскание санкций должно производиться органами ПФР в судебном порядке. В связи с этим в ходе судебного заседания организация может настоять на том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются достоверными.

При этом территориальным органам ПФР потребуется доказать в суде, почему сведения являются недостоверными. Если из представленных ими доказательств невозможно будет сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения, то суд с большой вероятностью решение о привлечении к ответственности отменит (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 03.07.2012 N Ф09-5462/12 по делу N А60-50871/2011, ФАС Поволжского округа от 28.01.2013 по делу N А12-5148/2012).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

28.03.2013