Учредителями фонда поддержки научно-проектной деятельности являются физлицо и университет

Целью деятельности фонда является формирование денежных средств и иного имущества на основе добровольных имущественных взносов и направление их на поддержку талантливой молодежи, занимающейся развитием фундаментальной и прикладной науки, а также поддержку организаций и (или) их структурных подразделений, обеспечивающих научно-проектную деятельность, за счет добровольных имущественных взносов и пожертвований учредителей и третьих лиц для достижения общественно полезных результатов в сфере национального интеллектуального развития. Также фонд занимается финансовым обеспечением научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться как государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, так и фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами (далее - негосударственные фонды). Правовое положение негосударственных фондов определяется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Вправе ли фонд при исчислении налога на прибыль не учитывать доходы в виде поступивших на формирование фонда средств?

Относятся ли отчисления, осуществляемые организациями на основании договоров пожертвований в пользу фонда, к расходам на НИОКР на основании пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 марта 2013 г. N 03-03-06/4/9901

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, и сообщает следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ). При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, к которым среди прочих отнесены целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом N 127-ФЗ. При этом также установлено условие, в соответствии с которым налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно положениям ст. 15 Закона N 127-ФЗ финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться в том числе фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами. Правовое положение указанных фондов определяется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона N 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданный юридическими и (или) физическими лицами в организационно-правовой форме некоммерческой организации, вправе не учитывать средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основании пп. 14 п. 1 или п. 2 ст. 251 НК РФ при выполнении условий, установленных данными нормами.

При этом необходимо учитывать, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ использованные не по целевому назначению денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, признаются внереализационными доходами.

Отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности для целей налогообложения прибыли организаций, согласно пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ, относятся к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки и не могут быть признаны пожертвованием, так как пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

28.03.2013