Из-за произошедших технических сбоев в работе оператора электронной площадки в результате совершения на сайт оператора вирусной атаки последний перенес срок окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на следующий день, о переносе указанного срока уведомил через личные кабинеты участников и разместил соответствующую информацию на своем интернет-сайте. Нарушают ли рассматриваемые действия оператора электронной площадки положения законодательства о размещении заказов?

Ответ: Если из-за произошедших технических сбоев в работе оператора электронной площадки в результате совершения на сайт оператора вирусной атаки последний перенес срок окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на следующий день, о переносе указанного срока уведомил через личные кабинеты участников и разместил соответствующую информацию на своем интернет-сайте, то рассматриваемые действия оператора электронной площадки нарушают ч. 23 ст. 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно ч. 8 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные ч. 4 и 6 названной статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно (ч. 9 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 23 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных названной статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.

Таким образом, оператор электронной площадки обязан при проведении открытого аукциона в электронной форме обеспечить надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении аукциона, в целом - бесперебойную и надежную работу электронной площадки; при рассматриваемых обстоятельствах, с одной стороны, оператор электронной площадки в результате совершения вирусной атаки на его сайт вынужден был перенести срок окончания подачи заявок на другой день, тем самым им были предотвращены негативные последствия такой атаки, с другой - оператор электронной площадки изначально не должен был допустить каких-либо неполадок при проведении аукциона.

Частью 10 ст. 7.30 "Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей за нарушение заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа.

ФАС России в Решении от 25.05.2011 N К-945/11 аналогичную ситуацию разрешает следующим образом: оператор электронной площадки, не обеспечив в первоначальные дату и время проведения открытого аукциона в электронной форме надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения аукциона, нарушил ч. 23 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ. В целях устранения последствий нарушения Закона N 94-ФЗ оператором электронной площадки осуществлен перенос аукциона на более позднюю дату.

На основании изложенного Комиссия ФАС России решила признать жалобу заявителя на действия оператора электронной площадки при проведении заказчиком аукциона, которые нарушили его права, необоснованной; признать в действиях оператора электронной площадки нарушение ч. 23 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ; предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов заказчику и оператору электронной площадки не выдавать, поскольку оператором электронной площадки устранены последствия выявленного нарушения Закона N 94-ФЗ путем переноса аукциона, своевременного уведомления участников аукциона о переносе аукциона, а также осуществления проведения аукциона по новой дате.

Дополнительно отметим, что Комиссия в ходе рассмотрения жалоб на технические сбои на сайте оператора электронной площадки рассматривает обоснованность действий оператора лишь в отношении тех перенесенных аукционов, участники которых считают, что их права и законные интересы были нарушены таким переносом и обжалуют действия оператора электронной площадки.

Таким образом, по аналогии следует признать действия оператора электронной площадки по переносу срока окончания подачи заявок на участие в аукционе обоснованными, направленными на предотвращение последствий нарушения Закона N 94-ФЗ, в то же время само нарушение ч. 23 ст. 41.10 указанного Закона имело место, предотвращение последствий нарушения от наступления ответственности, предусмотренной законодательством, не освобождает.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.03.2013