Об учете в целях налога на прибыль расходов по выплате повышенного районного коэффициента к зарплате работников организации
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 марта 2013 г. N ЕД-4-3/5169
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату труда и по согласованию с Минфином России (Письмо от 28.02.2013 N 03-03-10/5973) сообщает следующее.
В обращении речь идет о правомерности учета в целях налогообложения прибыли расходов по выплате районного коэффициента к заработной плате работников организации с 28.06.2011 в повышенном размере, установленном государственными органами власти субъекта Российской Федерации в рамках Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", которое было принято во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (утратило силу с 28.06.2011).
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления работникам, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В целях налогообложения прибыли к расходам на оплату труда на основании п. 11 ст. 255 НК РФ относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.
Размер районного коэффициента к заработной плате регулируется нормами трудового права.
Минтруд России Письмом от 26.11.2012 N 11-4/660 по вопросу применения повышенных районных коэффициентов для работников внебюджетной сферы на запрос ФНС России разъяснил следующее.
Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии со ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), оплачивается в повышенном размере. Согласно ст. 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а не Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ.
Из указанного Письма Минтруда России следует, что повышенные районные коэффициенты, применяемые в настоящее время в субъектах Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на основании норм трудового законодательства (ст. 316 Трудового кодекса, ст. 26.3 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации").
Что касается повышенного размера районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы (в том числе в г. Красноярске), то согласно разъяснению Минтруда России он может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором исходя из финансовых возможностей работодателей.
На основании изложенного в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда начисления по районным коэффициентам учитываются в размере, установленном коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором исходя из финансовых возможностей работодателей.
Одновременно сообщается, что по вопросам применения норм трудового права следует обращаться в Минтруд России, который согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. В.ЕГОРОВ
26.03.2013