Водитель, в трудовые обязанности которого входит доставка товаров клиентам на легковом автомобиле организации, отказался в конце рабочего дня доставлять товар, обосновав это тем, что может не успеть вернуться в организацию к месту стоянки автомобилей до конца своего рабочего дня. В результате работник 1 час до конца своего рабочего дня находился в организации, ничего при этом не делая. Можно ли привлечь работника в этом случае к дисциплинарной ответственности? Надо ли оплачивать 1 час времени, в течение которого работник ничего не делал? Как лучше организовать рабочий день данного водителя, чтобы в будущем избежать подобных конфликтов?
Ответ: Работник, который отказался в конце рабочего дня доставлять товар, обосновав это тем, что может не успеть вернуться в организацию к месту стоянки автомобилей до конца своего рабочего дня, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что в течение всего рабочего времени работник обязан исполнять свои трудовые обязанности (ст. ст. 91, 192 Трудового кодекса РФ). 1 час времени, когда работник отказался осуществлять доставку товара, не следует оплачивать, так как в соответствии со ст. 157 ТК РФ простой по вине работника не оплачивается. Во избежание конфликтных ситуаций целесообразно предусмотреть в трудовом договоре с работником режим ненормированного рабочего дня, возможность установления которого предусмотрена Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
Обоснование: Согласно ст. 91 ТК РФ рабочим временем является время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами относятся к рабочему.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Таким образом, отказ работника от исполнения трудовых обязанностей в течение рабочего времени в связи с тем, что он может не успеть окончить работу к концу рабочего дня, является неправомерным, в связи с чем к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном ст. ст. 192, 193 ТК РФ.
Поскольку 1 час времени до конца рабочего дня работник не работал, отказавшись от исполнения трудовых обязанностей, данное время работнику не оплачивается как время простоя по вине работника (ст. 157 ТК РФ).
Вместе с тем Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 было утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. В соответствии с п. 14 данного Положения водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Согласно ст. 101 ТК РФ перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. Таким образом, работодателю целесообразно предусмотреть ненормированный рабочий день в качестве режима рабочего времени для данного работника и заключить дополнительное к трудовому договору соглашение с данным работником об установлении ему ненормированного рабочего дня.
Ю. А.Гефтер
Образовательное учреждение профсоюзов
высшего профессионального образования
"Академия труда и социальных отношений"
26.03.2013