Территориальный орган ПФР вынес решение о проведении выездной проверки организации на территории этой организации. Вынесенное решение направлено организации по почте. Вместе с решением территориальный орган ПФР направил организации требование о представлении документов. В требовании сказано, что документы необходимо представить по местонахождению территориального органа ПФР. Обязана ли организация в ходе выездной проверки представлять требуемые документы по местонахождению территориального органа ПФР?

Ответ: В ходе выездной проверки, проводимой органом ПФР на территории организации, организация, по нашему мнению, не обязана представлять требуемые документы по местонахождению территориального органа ПФР.

Обоснование: Выездная проверка организации проводится на территории (в помещении) организации на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР. В случае если у организации отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

При проведении выездной проверки у организации могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212-ФЗ. Ознакомление должностных лиц территориального органа ПФР с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ истребуемые документы могут быть представлены в территориальный орган ПФР лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Вместе с тем если в силу решения о проведении проверки выездная проверка проводится на территории (в помещении) организации, то с документами должностные лица территориального органа ПФР должны знакомиться именно на территории (в помещении) организации.

По нашему мнению, требование о представлении документов по местонахождению территориального органа ПФР не основано на нормах Закона N 212-ФЗ.

В связи с этим полагаем, что организация вправе не представлять по требованию территориального органа ПФР документы по местонахождению контролирующего органа.

Добавим, что если организация не желает представлять документы в офис территориального органа ПФР, то в ответ на полученное требование о представлении документов организация может, к примеру, направить в территориальный орган ПФР письмо, в котором предложить ознакомиться с документами на территории (в помещении) организации.

Однако не исключено, что подобные действия организации станут причиной возникновения споров с проверяющими. Предупредим, что судебная практика по таким спорам применительно к Закону N 212-ФЗ не сложилась.

Вместе с тем схожая ситуация уже была причиной судебного спора между налогоплательщиками и налоговыми органами. При этом судьи посчитали, что у налоговых органов нет оснований требовать в ходе выездной проверки, чтобы копии документов проверяемая организация доставляла к ним в офис. Судьи отметили, что выездная проверка должна проходить именно на территории (в помещении) налогоплательщика (ст. 89 Налогового кодекса РФ). При принятии решения судьи учли, что организация не отказалась представлять документы, а предложила с ними ознакомиться на территории (в помещении) организации. Налоговые органы этим предложением не воспользовались. Штраф за непредставление документов в такой ситуации подлежит отмене (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2013 N А29-4831/2012).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

25.03.2013