Рекламораспространитель (агент) заключил со спонсором - юридическим лицом (принципалом) агентский договор, в соответствии с которым агент обязан от имени и за счет принципала заключать договоры на размещение спонсорской рекламы в телепередаче, а принципал - выплачивать агенту вознаграждение

Какие гражданско-правовые последствия для агента влечет неправильное указание в такой рекламе организационно-правовой формы спонсора?

Ответ: Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора - юридического лица, которое не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать данное лицо, признается существенным искажением его наименования. Если обусловленные агентским договором обязательства исполнены агентом ненадлежащим образом, другая сторона (принципал), на которой лежит встречное исполнение (выплата агентского вознаграждения), вправе приостановить его исполнение или отказаться от его исполнения.

Обоснование: По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ).

Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).

В целях Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Под спонсором понимается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности; под спонсорской рекламой - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. п. 9 и 10 указанной статьи).

Особенности распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах определены ст. 14 Закона N 38-ФЗ.

Из положений ч. 1 и 3 указанной статьи следует, что прерывание телепрограммы или телепередачи спонсорской рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации этой рекламы, предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы не должно. Ее общая продолжительность в телепрограмме не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.

В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснен порядок применения судами положений Закона N 38-ФЗ, связанных со спонсорской рекламой. К договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, судам рекомендовано применять общие положения об обязательствах и договорах. Ввиду специфики правоотношений, возникающих между сторонами упомянутого договора, исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные ст. 328 ГК РФ. При этом существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия. Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора - юридического лица - рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором.

Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают, в частности, из договора.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (абз. 2 п. 2 ст. 328 ГК РФ).

Если встречное исполнение обязательства произведено несмотря на непредоставление другой стороной обусловленного договором исполнения своего обязательства, эта сторона обязана предоставить такое исполнение (п. 3 указанной статьи).

Таким образом, неправильное указание организационно-правовой формы спонсора (принципала) признается существенным искажением его наименования, что рассматривается как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем (агентом) своих обязательств. В этом случае принципал, на котором лежит встречное исполнение (выплата агентского вознаграждения), вправе приостановить его исполнение или отказаться от исполнения.

В случае если принципалом осуществлена предварительная оплата агентских услуг, рекламораспространитель (агент) обязан обеспечить выполнение встречного обязательства (размещение спонсорской рекламы надлежащим образом) (п. 3 ст. 328 ГК РФ). Кроме того, положения ст. 1102 ГК РФ не исключают возможность истребовать в качестве неосновательного обогащения суммы предварительной оплаты, если встречное исполнение агентом услуг, предусмотренных договором, не было предоставлено надлежащим образом и обязанность по их предоставлению отпала. Аналогичная точка зрения изложена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 N 09АП-11310/2009-ГК по делу N А40-43234/08-9-481.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

25.03.2013