Государственным бюджетным учреждением для собственных нужд приобретено административное здание. Органы прокуратуры в ходе проведения проверки указали, что приобретение государственным бюджетным учреждением недвижимого имущества без проведения торгов нарушает положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Распространяется ли действие Федерального закона N 94-ФЗ на заключение бюджетным учреждением договора купли-продажи недвижимого имущества?

Ответ: Действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) не распространяется на заключение бюджетным учреждением договора купли-продажи недвижимого имущества. Указанный вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ.

Обоснование: Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов).

В силу ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях указанного Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения (ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 гл. 30 Гражданского кодекса РФ и Законе о размещении заказов.

В соответствии с п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Отношения, связанные с приобретением объектов недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 гл. 30 ГК РФ.

На основании п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Поставка товаров для государственных нужд бюджетного учреждения и продажа недвижимости согласно ст. 454 ГК РФ представляют собой отдельные виды договора купли-продажи. В силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые им или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются наряду с правилами о договоре поставки положениями параграфа 4 гл. 30 ГК РФ. Понятие договора продажи недвижимости определено ст. 549 ГК РФ, согласно которой по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение или другое недвижимое имущество.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества, предусмотренных параграфом 7 гл. 30 ГК РФ, и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд (параграф 4 гл. 30 ГК РФ), различно, и Закон о размещении заказов к возникшим в рассматриваемом случае отношениям, связанным с приобретением в собственность недвижимого имущества, не применяется.

Следует отметить, что арбитражные суды до рассмотрения спорного вопроса Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ не имели единой позиции относительно необходимости применения Закона о размещении заказов к отношениям, связанным с приобретением в государственную или муниципальную собственность недвижимого имущества.

ФАС Московского округа в Постановлении от 01.09.2011 по делу N А40-141888/10-119-939 указал, что Закон о размещении заказов применим к правоотношениям по приобретению муниципальным заказчиком недвижимого имущества. Мнение о том, что приобретение недвижимого имущества должно осуществляться с учетом требований Закона о размещении заказов, также изложено в Письмах Минэкономразвития России от 06.02.2009 N Д05-600, от 29.09.2008 N Д05-4119, от 09.06.2008 N Д05-2302, от 09.01.2008 N Д04-11.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29.03.2011 по делу N А55-8814//2010 указал, что Закон о размещении заказов к отношениям, связанным с приобретением в государственную или муниципальную собственность недвижимого имущества, не применяется.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.09.2012 N 5128/12 по делу N А40-8156/11-2-72 указал, что действие Закона о размещении заказов не распространяется на заключение учреждением договора купли-продажи недвижимого имущества.

На основании изложенного приобретение учреждением недвижимого имущества без проведения торгов не свидетельствует о нарушении таким учреждением положений законодательства о размещении заказов, так как Закон о размещении заказов не распространяется на заключение бюджетным учреждением договора купли-продажи недвижимого имущества.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

22.03.2013