Безработный гражданин не явился в государственное учреждение службы занятости в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в службу занятости населения для подбора подходящей работы. В качестве причины несвоевременной явки гражданин указал на то, что два дня подряд в течение указанного срока его вызывали в таможенный орган для дачи пояснений по делу об уклонении от уплаты таможенных платежей, в связи с чем он не смог своевременно явиться в службу занятости. Должна ли служба занятости учитывать указанную гражданином причину в качестве уважительной?
Ответ: В связи с тем что в рассматриваемом случае гражданин был вызван в таможенный орган, являющийся органом дознания, для получения объяснений, причины его неявки в службу занятости являются уважительными (то есть служба занятости должна учитывать их в качестве таковых). Подтверждающим документом в этом случае является уведомление вызываемого лица в письменной форме.
Обоснование: Согласно пп. "в" п. 9 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (далее - Правила), постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы.
В соответствии с п. 12 Правил при предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденный Приказом Минтруда России от 15.01.2013 N 10н (далее - Перечень), включены документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого (п. 4).
На основании п. 1 ст. 113 Таможенного кодекса Таможенного союза получение объяснений - это форма таможенного контроля, выраженная в получении должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.
Согласно п. 3 указанной статьи при необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ТС таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях.
Отметим, что форма объяснения, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов", не предусматривает процессуального статуса лица, которое может быть опрошено об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля.
По нашему мнению, п. 4 Перечня указывает на процессуальный статус только тех лиц, которые вызываются в налоговый орган. На лиц, вызванных в другие органы, указанные в п. 4 Перечня, и в суд, подобный процессуальный статус не распространяется.
Соответственно, в связи с тем что в рассматриваемом случае гражданин был вызван в таможенный орган, являющийся органом дознания, для получения объяснений, считаем причину его неявки в службу занятости уважительной. Подтверждающим документом в этом случае является уведомление вызываемого лица в письменной форме, предусмотренное п. 3 ст. 113 ТК ТС.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
21.03.2013