К вопросу о квалификации административных правонарушений в области предпринимательства, финансов, налогов и сборов

(Гущин В. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 2) Текст документа

К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ

В. В. ГУЩИН

Василий Васильевич Гущин, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Московского государственного индустриального университета.

Пленум Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 в Постановлении "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях обеспечения единообразия судебной практики попытался разъяснить, как квалифицировать административные нарушения в сфере предпринимательства (гл. 14 КоАП РФ), финансов, налогов и сборов (гл. 15 КоАП РФ). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что, решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности. При этом Пленум не разъясняет квалификационных признаков предпринимательской деятельности, а только ссылается на ГК РФ, ибо в настоящее время в российском законодательстве закреплено определение предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. На основании этого определения в юридической литературе выделяются следующие основные признаки предпринимательской деятельности. 1. Предпринимательская деятельность является самостоятельной. Это означает, что ее субъект сам без необоснованного вмешательства кого бы то ни было принимает все решения, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, совершает все действия, составляющие ее содержание. Признак самостоятельности "указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, т. е. своей властью и в своем интересе, осуществляют предпринимательскую деятельность" <2>. -------------------------------- <2> Коммерческое право: Учебник / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 5.

В понятии "самостоятельность предпринимательской деятельности" совершенно справедливо выделяют два условно независимых компонента: имущественную и организационную самостоятельность <3>. -------------------------------- <3> Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 5.

Первая базируется на наличии у него обособленного собственного имущества как экономической базы. Причем объем имущественной самостоятельности зависит от правового основания принадлежности имущества предпринимателю. Так, право собственности на имущество дает наибольший объем самостоятельности по сравнению с правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Исходя из этого сложно согласиться с выводами некоторых авторов о том, что деятельность учреждений не является самостоятельной и не может быть отнесена к предпринимательской, поскольку учреждение создается собственником для заданной цели, которая не приносит прибыли, и, кроме того, определяя цель деятельности учреждения и финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях <4>. -------------------------------- <4> См., например: Коммерческое право: Учебник / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 5; Ручкина Г. Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М., 2004. С. 120.

В связи с этим следует присоединиться к точке зрения авторов, которые отмечают, что некоммерческие юридические лица вполне могут быть субъектами предпринимательской деятельности, так как такая дополнительная для них деятельность осуществляется хотя и на основе и в пределах норм и правил, установленных законом или собственником, но решение об ее осуществлении принимается некоммерческим юридическим лицом самостоятельно. Это решение охватывает как временные, так и иные параметры деятельности. Собственник в данном случае не принуждает к осуществлению деятельности, а только создает предпосылки для нее <5>. -------------------------------- <5> Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 1999. С. 21.

Имущественная самостоятельность выражается также в личном риске и личной имущественной ответственности. Ответственность предпринимателя является повышенной. На него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях; только непреодолимая сила служит основанием освобождения его от ответственности (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Под организационной самостоятельностью понимается возможность принятия независимых решений в процессе предпринимательской деятельности: это и намерение заниматься такой деятельностью, и выбор вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т. п. В то же время деятельность предпринимателя может быть ограничена определенными рамками. Однако такие ограничения могут вводиться только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). 2. Предпринимательская деятельность имеет рискованный характер, т. е. осуществляется ее субъектами на свой риск. Риск свойствен любой сфере человеческой деятельности, поскольку множество факторов и условий влияют на положительный или отрицательный исход принимаемых индивидуумами решений, риск предпринимателя связан как с объективной стороной его функционирования во внешней среде, так и с субъективной природой человека, воздействием личностных качеств на его деятельность <6>. -------------------------------- <6> Ручкина Г. Ф. Указ. соч. С. 129.

В настоящее время в рамках теории предпринимательской деятельности акцентируется внимание на неизбежности экономического риска, что обусловлено действием объективных законов рынка, свободой предпринимательства и конкуренцией <7>. -------------------------------- <7> Очередько В. П. Предпринимательские риски: теоретические и организационно-правовые проблемы управления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. N 2. С. 132.

Экономисты считают предпринимательский риск экономической категорией, количественно, да и качественно отражающей неопределенность исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, степень успеха или неуспеха предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами <8>. -------------------------------- <8> Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. М., 2000. С. 370.

В юридической литературе риск в предпринимательской деятельности рассматривается как вероятность недостижения запланированного или ожидаемого положительного результата, равно как и возможность отрицательных последствий тех или иных действий, в чем бы они ни состояли <9>. -------------------------------- <9> Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 1999. С. 25.

Выделяются отдельные виды предпринимательского риска: коммерческий, финансовый, кредитный, валютный, инвестиционный, технический, моральный (например, риск утраты деловой репутации) и пр. <10> -------------------------------- <10> Подробнее о видах предпринимательских рисков см.: Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. М., 2000. С. 370 - 376; Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. С. 25.

Предпринимательский риск может быть связан с утратой как минимум четырех позиций, влияющих на статус предпринимателя на рынке труда и капитала: 1) имущественное положение; 2) конкурентоспособность; 3) профессиональная репутация; 4) психологическая оценка <11>. -------------------------------- <11> Тишинская О. В. Понятие предпринимательской деятельности // Правоведение. 1994. N 1. С. 71.

Таким образом, риск является неотъемлемым и необходимым признаком предпринимательской деятельности, "оборотной стороной медали" ее самостоятельности. Понятие риска еще более широко используется в нормах международного частного права, регулирующих предпринимательскую деятельность <12>. -------------------------------- <12> См.: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.

Минимизации негативных последствий риска предпринимательской деятельности призван служить институт страхования (гл. 48 ГК РФ). 3. Следующий признак предпринимательской деятельности в том, что она направлена на систематическое получение прибыли. Понятие "прибыль" соединяет в себе как экономические, так и правовые аспекты. В экономической теории прибыль рассматривалась и как порождение производства, поскольку при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает еще "нечто" являющееся компенсацией предпринимателю за риск, и как предпринимательская зарплата <13>, и как приращенная форма прибавочной стоимости <14>. -------------------------------- <13> Финансы предприятия: Учебник / Под ред. М. В. Романовского. М., 2000. С. 80. <14> Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т. 4.

Сегодня, выделяя экономическую составляющую понятия "прибыль", следует принимать во внимание нормальную прибыль как элемент издержек или минимальную плату, необходимую для того, чтобы удержать предпринимателя в рамках данного вида предпринимательской деятельности <15>, и экономическую, или чистую, прибыль, представляющую собой выручку за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя). Но и эта чистая прибыль не идет на личное потребление, а расходуется на такие цели, как подготовка кадров, социальная помощь, защита окружающей среды и пр. <16> -------------------------------- <15> Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. С. 22 - 23. <16> См.: Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 1993. С. 273 - 396; Макконел К. Р., Брю С. Д. Экономикс. М., 1992. Т. 2. С. 46, 182.

Единого правового определения понятия "прибыль" действующее законодательство не содержит. Так, в налоговом законодательстве термин "прибыль" раскрывается при определении объекта налогообложения. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) понимает прибыль как разницу между полученным доходом и произведенными расходами. Определение прибыли содержится в ст. 247 НК РФ, посвященной объекту налогообложения и порядку исчисления облагаемой прибыли, в соответствии с которой объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ; для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ. Действующее законодательство определяет виды расходов, уменьшающих полученный доход. В иных отраслях права при оценке результатов предпринимательской деятельности также зачастую используется понятие "доход", а не "прибыль". Так, ст. 171 УК РФ устанавливается ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением дохода в крупном или в особо крупном размере. При этом квалификация деяния, предусмотренного указанной статьей, по мнению судебных органов, должна производиться исходя из понимания дохода как разницы между полученной от предпринимательской деятельности прибылью и расходами, понесенными в результате такой деятельности <17>, а по мнению многих исследователей, она исходит из понимания законодателем дохода как суммы поступлений от реализации продукции без учета каких-либо расходов <18>, объема всего хозяйственного оборота <19>. -------------------------------- <17> Постановление Президиума Верховного Суда РФ по делу N 1061 от 25.11.1998, п. 58 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 7. С. 9 - 12. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья П. С. Яни "Доход от незаконного предпринимательства" включена в информационный банк согласно публикации - "Законность", 2000, N 6. ------------------------------------------------------------------ <18> См.: Яни П. С. Доход от незаконного предпринимательства. Спорное решение Верховного Суда // Уголовное право. 1999. N 1. С. 37; Волженкин Б. В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 94 - 95. <19> Подробнее см.: Жалинский А. Э. Уголовно наказуемый доход. Или оборот? // Экономика и жизнь. 1999. N 1. С. 24; Николаев А. А. Проблемы определения термина "доход" по статье 171 УК РФ // Финансовая Россия. 1998. N 46. С. 15.

Таким образом, остается констатировать необходимость дальнейшей разработки понятия "прибыль" применительно к предпринимательской деятельности <20>. -------------------------------- <20> В то же время в литературе нередко утверждается, что отличительной чертой предпринимателя является новый тип мотивации - потребность достигать (добиваться) успеха (см.: Симмонс Д., Мэрс У. Как стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и управлении / Пер. с англ. М., 1993. С. 13), и в данном случае успех рассматривается намного шире, чем прибыль.

Но при квалификации административных правонарушений необходимо учитывать, что получение прибыли является целью, а не необходимым результатом предпринимательской деятельности, т. е. если прибыли не получено и предприниматель оказался в убытке, то и такая экономически неэффективная деятельность не перестает быть предпринимательской. Иными словами, само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли - цель предпринимательской деятельности, а не обязательный результат. 4. Систематичность предпринимательской деятельности относится также к квалифицирующему признаку. Понятия "систематичность" действующее законодательство не содержит. Наука же предпринимательского права рассматривает систематичность с нескольких позиций. Так, при определении систематичности получения прибыли предлагается применять различные критерии. Например, одни ученые предлагают устанавливать систематичность деятельности на основании выявления доли дохода от той или иной деятельности в структуре доходов данного лица <21>. -------------------------------- <21> См., например: Завгородний Н. С. Договоры займа небанковских организаций // Экономика и жизнь. 1995. N 31; Ручкина Г. Ф. Указ. соч. С. 134 - 136.

Другие определяют ее и на основании такого критерия, как длительность, протяженность во времени деятельности, направленной на получение прибыли. Третьи необходимым свойством предпринимательской деятельности называют постоянство, когда те или иные операции производятся в течение длительного или даже неопределенного времени <22>; т. е. предпринимательская деятельность складывается из ряда повторяющихся действий на постоянной основе <23>. -------------------------------- <22> Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. С. 19. <23> Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 2000. С. 20.

Рассматриваемый признак реализуется в совокупности двух аспектов: систематичность самой предпринимательской деятельности, иными словами, она должна быть постоянной; систематичность получения прибыли. Но необходимо помнить, что в предпринимательском праве не всегда действуют количественные критерии, применимые при характеристике систематичности в других отраслях права, системность операций здесь необходимо толковать как их единство, неразрывность, охваченность одной целью <24>. Иными словами, системности предпринимательской деятельности присуща в большей степени качественная, а не количественная характеристика, хотя последнюю необходимо также учитывать при квалификации правонарушений в данной сфере. -------------------------------- <24> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 1999. С. 19.

5. Получение прибыли в результате предпринимательской деятельности производится установленными законодателем способами: от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, признаком предпринимательской деятельности можно считать наличие законодательно закрепленных способов ее осуществления. Введение указанного признака авторы связывают с желанием законодателя разграничить активную экономическую деятельность (например, по производству и реализации товаров, работ, услуг) и пассивную (например, по размещению денежных средств в кредитных организациях, по передаче имущества в аренду) <25>, не всегда являющуюся предпринимательской, хотя применение отдельных правил о предпринимательской деятельности и здесь допустимо <26>. -------------------------------- <25> См.: Ручкина Г. Ф. Указ. соч. С. 135. <26> Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 94.

Однако следует согласиться с мнением, что предпринимательская деятельность многогранна, и ее направления никак не укладываются в закрытый перечень, поскольку, например, прибыль может извлекаться в процессе реализации права распоряжения имуществом (в частности, при сдаче его в аренду) или путем предоставления другим лицам права пользования результатом интеллектуальной деятельности и пр. <27> -------------------------------- <27> Ершова И. В. Указ. соч. С. 6.

6. И наконец, последний признак предпринимательской деятельности - осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве субъектов, полномочных вести предпринимательскую деятельность. Следует подчеркнуть, что отсутствие у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, регистрации не лишает эту деятельность характера предпринимательской, однако делает ее незаконной, влекущей предусмотренную законом юридическую ответственность. Исходя из этого государственную регистрацию корректнее было бы считать не признаком предпринимательской деятельности, а условием законности ее осуществления. Основная цель государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - получение полной и своевременной информации о лицах, занимающихся предпринимательской деятельностью; формирование информационного банка данных, содержащего сведения о субъектах предпринимательской деятельности (в этом заинтересованы не только участники хозяйственного оборота, но и сами государственные органы); эффективный государственный контроль; оптимизация налогообложения и пр. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состава данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. Поэтому Пленум Верховного Суда дал разъяснения по поводу нарушений в области государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. По поводу государственной регистрации Пленум Верховного Суда РФ отметил, что в случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе гл. 14, или законом субъекта РФ, действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта РФ, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. То есть административная ответственность наступает по совокупности двух статей. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.2 КоАП РФ. Если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.4 КоАП РФ. Если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.15 КоАП РФ. Если речь идет об необоснованной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, то, как отмечается в Постановлении Пленума, привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Если рассматривать лицензионную сферу, то в законодательстве имеет место неоднозначное и хаотичное использование понятий "разрешение", "лицензия" и "регистрация", особенно первых двух. Причем это не только теоретическая, но и практическая проблема. В законодательстве понятия "лицензия" и "разрешение" употребляются нередко как тождественные, при этом понятие "разрешение" употребляется с пояснением в скобках "лицензия", и наоборот. Вместе с тем государство требует на осуществление одних действий получения разрешения, а других - лицензии. Понятия "лицензия" и "разрешение" схожи и представляют собой специальное разрешение государства, предоставляющее право на осуществление какой-либо деятельности при соблюдении определенных требований, предусмотренных законодательством. Оба понятия - компоненты одного разрешительного режима: лицо, как юридическое, так и физическое, подав в соответствующий орган заявление о разрешении совершить определенные действия, получает на это разрешение от государства (например, приобретение оружия, осуществление фармацевтической деятельности и т. д.). Гражданский кодекс РФ отождествляет лицензию со специальным разрешением и тем самым указывает на один квалифицирующий признак лицензии (п. 1 ст. 49). Пункт 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ определяет тождество понятий "разрешение" и "лицензия". Понятие "специальное разрешение (лицензия)" употребляется в Гражданском кодексе РФ только в ст. 49 и п. 1 ст. 149, в остальных случаях дефиниция изменяется применительно к особенностям регулируемого правоотношения (п. 2 ст. 61, ст. 173 и п. 1 ст. 358 Гражданского кодекса РФ - "надлежащая лицензия", "лицензия"). В отдельных федеральных законах, изданных после принятия части первой Гражданского кодекса РФ, воспроизводятся его дефиниции. Например, все три разновидности лицензий, упомянутые в ст. 1 Федерального закона "О животном мире", совмещают понятия "специальное разрешение" и "лицензия". В некоторых законах, регламентирующих лицензионные отношения, специальное определение лицензии отсутствует, среди них Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <28>, Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <29>. -------------------------------- <28> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552. <29> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.

Тем не менее в законодательстве часто встречаются понятия "лицензия" и "разрешение", употребляемые одновременно ("разрешение" с пояснением в скобках "лицензия" и наоборот). Основания и требования, предъявляемые к обоим понятиям в законах, механизм выдачи и прекращения их идентичны. Таким образом, законодатель дает понять, что эти понятия тождественны по сути и содержанию. Статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ определяла, что лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В данном случае лицензия раскрывается через понятие разрешения. Аналогичное определение содержится и в ст. 2 ныне действующего Закона о лицензировании: лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В настоящее время, как уже говорилось выше, четко очерчен круг общественных отношений, к которым применим институт лицензирования. Однако и в рамках этого круга отношений существуют лицензии и разрешения. В отношении же тех видов деятельности, которые не подпадают под лицензируемые, но при осуществлении которых требуется соблюдать различные требования, как-то: эпидемиологические, санитарные, экологические, противопожарные, правила движения, безопасности и т. д., - существует практика применения разовых разрешений. Эти разрешения служат основанием для совершения определенных действий либо осуществления конкретного вида деятельности, но их цель - не осуществление контроля за характером и порядком осуществления определенной деятельности, а обеспечение соблюдения конкретных норм и правил, вытекающих из предписаний различных нормативных правовых актов либо из прав тех или иных субъектов публичного права (например, органов местного самоуправления). При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии). При квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Рассмотренные нами признаки предпринимательской деятельности сформулированы на основании законодательного определения предпринимательской деятельности, содержащегося в ст. 2 ГК РФ. Однако юридическая наука выделяет и иные признаки предпринимательской деятельности, например, системность ее осуществления, постоянство и целенаправленность всех действий, вместе взятых; как самостоятельный признак выделяется собственная ответственность предпринимателя, профессионализм осуществления, инновационный характер предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что многие виды деятельности могут осуществляться только и исключительно на профессиональной основе. Без соответствующих знаний, навыков, квалификации и опыта это просто невозможно. В таких случаях закон требует наличия соответствующего образования, удостоверяемого дипломом об окончании учебного заведения (банковская, медицинская деятельность, водители различных видов транспорта и др.). Для занятия некоторыми видами предпринимательской деятельности требуется сдача квалификационных экзаменов (арбитражный управляющий, профессиональный участник рынка ценных бумаг и др.). Но во многих случаях профессионализм предпринимательской деятельности может подтверждаться не только и не столько дипломом об окончании соответствующего учебного заведения, сколько успехом на рынке, достижением эффективных конечных предпринимательских результатов. Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений. В Постановлении говорится, что в качестве субъектов административной ответственности положения гл. 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Иными словами, должностное лицо - это лицо, постоянно или временно занимающее в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением: организационно-распорядительных функций, под которыми следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т. п.); административно-хозяйственных функций, под которыми следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным, кооперативным, общественным или иным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т. д. На основании изложенного можно выделить квалификационные признаки должностного лица, которые указывают на характер выполняемых функций - организационно-распорядительных и административно-хозяйственных. Субъекты административной юрисдикции должны иметь в виду, что лицо, временно исполняющее обязанности на определенной должности, может быть признано субъектом должностного правонарушения при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке. Не являются субъектом правонарушения те работники государственных и негосударственных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. То есть лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), могут быть привлечены к административной ответственности, но как граждане, а не должностные лица в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ. Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания этого работника субъектом должностного правонарушения. Для этого необходимо также, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженческим точкам и т. п.). Согласно гл. 14 КоАП РФ к должностным лицам приравнены индивидуальные предприниматели постольку, поскольку гл. 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (ч. 4 ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). Но если речь идет об административной ответственности в области налогов и сборов, которая предусмотрена ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, то в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц. Таким образом, возникла коллизия в отношении индивидуального предпринимателя, ибо в одном случае его считают должностным лицом, в другом - нет. В то же время в Постановлении говорится, что, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. А при квалификации действий лица по ст. 15.6 и ст. 15.11 КоАП РФ необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). Гражданское законодательство РФ не оперирует понятием реализации товара. Легальное определение данного понятия впервые было дано в Налоговом кодексе РФ и содержится в ст. 39 НК РФ. Реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на них, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, - и на безвозмездной основе. При этом не признается реализацией товаров, работ или услуг: осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)); передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; передача имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества; передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации; изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации; иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 3 ст. 39 НК РФ). Ключевым моментом в данном определении является указание перехода права собственности на товар как необходимого признака реализации товара. При этом указанное определение не ограничивает вид сделок, на основании которых происходит передача права собственности, только куплей-продажей. Это может быть любая сделка, опосредующая передачу права собственности на товар, за исключением перечисленных в п. 3 ст. 39 НК РФ, а также сделка, не предусмотренная частью второй ГК РФ, но не противоречащая общим началам гражданского законодательства РФ. С момента перехода права собственности продавец утрачивает, а покупатель приобретает права владения, пользования и распоряжения товаром в полном объеме, присущем праву собственности. При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ). При квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ. При совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по ст. 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 14.15 КоАП РФ. Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей маркировки образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Учитывая, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (ст. 4.5 КоАП РФ). В постановлении по делу о таком правонарушении должны быть приведены обстоятельства, на которых основан вывод судьи о том, что данным правонарушением нарушено законодательство о защите прав потребителей. Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что в правоприменительной практике при квалификации административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов необходимо учитывать квалификационные признаки с учетом рассмотренных выше положений.

Название документа