На балансе организации - сельскохозяйственного товаропроизводителя имеются два погрузчика, которые используются в сельскохозяйственном производстве. В паспорте самоходной машины в строке "Наименование и марка машины" в отношении одного погрузчика указано "Погрузчик сельскохозяйственный", в отношении другого - "Погрузчик колесный"
Являются ли погрузчики объектом налогообложения транспортным налогом?
Ответ: По нашему мнению, организация - сельскохозяйственный производитель, которая использует в сельскохозяйственном производстве погрузчики, не обязана исчислять в отношении данной техники транспортный налог. Однако организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, условием отнесения к объекту налогообложения транспортным налогом является факт регистрации транспортных средств или самоходных машин в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Подпунктом 5 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Погрузчик - самоходная гусеничная или колесная машина с рычажной системой и фронтально расположенным ковшом, заполняемым при поступательном движении машины, которая поднимает, транспортирует и выгружает материал (п. 4.1 ГОСТ 27721-88 (ИСО 7131-84). Машины землеройные. Погрузчики. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации, введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.05.1988 N 1459).
В соответствии с п. 1.10 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила), регистрация названных машин, не предназначенных для передвижения по дорогам общего пользования, осуществляется в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.
Регистрация тракторов, самоходных машин и других видов техники в органах Гостехнадзора и допуск их к эксплуатации осуществляются на основании паспорта самоходного средства (абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", п. 2.1 Правил, п. п. 1.3, 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом России 26.06.1995, Минсельхозпродом России 28.06.1995 (далее - Положение о паспорте самоходной машины)).
При заполнении паспорта самоходной машины в строке "Наименование и марка машины" указывается: наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик и т. д.) (п. 3.3 Положения о паспорте самоходной машины).
По нашему мнению, конструкция нормы пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ позволяет считать перечень льготируемых транспортных средств открытым, что дает право налогоплательщику не исчислять транспортный налог по указанным видам машин. Справедливость такого подхода подтверждается отдельными арбитражными судами (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N 17АП-2557/2012-АК). Однако при таком подходе исключить спор с налоговым органом относительно правомерности применения льготы по погрузчикам однозначно нельзя, поскольку имеется и противоположная судебная практика (в том числе Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1).
Н. С.Евдокимова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
20.03.2013