Организация владеет на праве собственности земельным участком

Вид разрешенного использования данного земельного участка 1 ноября 2012 г. изменился с земельного участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, на земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. После внесения изменений в государственный кадастр недвижимости об изменении вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка уменьшилась. Вправе ли налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2012 г. учесть произошедшие изменения кадастровой стоимости земельного участка, вызванные изменением вида разрешенного использования земельного участка?

Ответ: Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ при изменении вида разрешенного использования земельного участка с 1 ноября 2012 г. налогоплательщик вправе при исчислении земельного налога за 2012 г. учесть произошедшие изменения кадастровой стоимости земельного участка, вызванные изменением вида его разрешенного использования. Налоговая база за период с января по октябрь должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. до изменения вида его разрешенного использования, а за период с ноября по декабрь - исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. с учетом произошедшего изменения вида разрешенного использования. Однако Минфин России придерживается позиции, согласно которой изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, гл. 31 НК РФ не содержит.

Официальная позиция по данному вопросу изложена в Письмах Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 (направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам Письмом ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/952@), от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66, от 05.10.2012 N 03-05-05-02/101.

Минфин России считает, что такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Однако правомерность такого подхода не подтвердил Президиум ВАС РФ (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12). Суд указал, что отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, с учетом правовой позиции суда налогоплательщик в рассматриваемой ситуации вправе при исчислении земельного налога за 2012 г. учесть произошедшие изменения кадастровой стоимости земельного участка, вызванные изменением вида разрешенного использования земельного участка. В таком случае налоговая база за период с января по октябрь должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. до изменения вида его разрешенного использования, а за период с ноября по декабрь - исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. с учетом произошедшего изменения.

Отметим, что вышеуказанная позиция Президиума ВАС РФ доведена Письмом УФНС России по Московской области от 23.01.2013 N 18-21/02953@ до территориальных налоговых органов УФНС России по Московской области в целях проведения мероприятий налогового контроля в отношении налоговых обязательств по имущественным налогам организаций за 2012 г.

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

14.03.2013