При представлении отчетности в ПФР по страховым взносам и по индивидуальному (персонифицированному) учету по телекоммуникационным каналам связи организация получила квитанцию о приеме сведений, однако положительный протокол приема отчетности получен не был. Чем грозит отсутствие положительного протокола приема отчетности?

Ответ: Документом, подтверждающим факт представления сведений в территориальный орган ПФР, является не квитанция о доставке отчетности, а протокол контроля сведений о застрахованных лицах, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях. Отсутствие положительного протокола проверки отчетности может квалифицироваться как непредставление отчетности.

За непредставление в ПФР в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и индивидуальных сведений о застрахованных лицах плательщик страховых взносов (страхователь) может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

Плательщик страховых взносов (страхователь) освобождается от ответственности, если отсутствие положительного протокола проверки отчетности явилось следствием технических или иных сбоев на этапе получения, передачи и проверки отчетности поставщиком телекоммуникационных услуг или ПФР.

Обоснование: Страхователь (плательщик страховых взносов) ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ);

- сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют указанные выше расчеты и сведения по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ; Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н).

Порядок обмена документами по телекоммуникационным каналам связи с ПФР утвержден Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р (далее - Распоряжение N 190р).

В соответствии с п. 7 "Порядок информационного обмена" Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной Распоряжением N 190р, факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, а факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля.

Согласно Информации Пенсионного фонда РФ от 20.05.2011 страхователь, отправляющий отчетность по телекоммуникационным каналам связи:

- получает от территориального органа ПФР квитанцию о доставке отчетности в течение 4 рабочих дней с момента ее отправки и сохраняет эту квитанцию. В случае отсутствия квитанции в указанный срок выясняет причину этого либо у поставщика телекоммуникационных услуг, либо в территориальном органе ПФР;

- получает в зашифрованном виде протокол контроля отчетности по результатам проверки отчетности проверочными программами ПФР в течение 6 рабочих дней с момента получения документа территориальным органом ПФР;

- отправляет в территориальный орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, что является подтверждением получения протокола.

В случае получения протокола (протоколов) проверки отчетности, содержащего(их) сообщения об ошибках, страхователь, в соответствии с протоколом, устраняет эти ошибки и повторно представляет отчетность в территориальный орган ПФР в сроки, оговоренные действующими нормативными правовыми актами.

Факт представления отчетности в электронном виде подтверждается соответствующей квитанцией и протоколом проверки отчетности.

При этом отправленная отчетность считается представленной своевременно, если дата ее доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Страхователь после направления отчетности в территориальный орган ПФР и до получения положительного протокола проверки отчетности обязан ежедневно осуществлять просмотр входящей корреспонденции и своевременно производить корректировку отчетности в случае такой необходимости.

В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР страхователь получит сообщение об ошибке через своего поставщика телекоммуникационных услуг.

Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время протокол контроля сведений, он должен заявить органу ПФР о данном факте, выяснить причину отсутствия и при необходимости повторить процедуру представления сведений.

Таким образом, документом, подтверждающим факт представления сведений в территориальный орган ПФР, является не квитанция о доставке отчетности, а протокол контроля сведений о застрахованных лицах.

Отсутствие положительного протокола проверки отчетности может квалифицироваться как непредставление отчетности.

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ). За несдачу страхователем индивидуальных сведений в установленный Законом N 27-ФЗ срок предусмотрен штраф в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Плательщик страховых взносов (страхователь) будет освобожден от ответственности, если непредставление в ПФР отчетности явилось следствием технических или иных сбоев на этапе получения, передачи и проверки отчетности поставщиком телекоммуникационных услуг или ПФР. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.09.2012 по делу N А55-3551/2012, ФАС Уральского округа от 17.05.2012 N Ф09-2812/12 по делу N А60-31683/2011 и др.).

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

13.03.2013