С 01.01.2014 организация переходит на УСН (в 2013 г. применяла ОСН). Отчетность в ИФНС России организация представляла на бумажном носителе, поскольку оснований для обязательной сдачи отчетности в электронном виде не было. Обязана ли организация представить в ИФНС России отчетность по НДС за IV квартал 2013 г. в электронном виде?

Ответ: За IV квартал 2013 г. налогоплательщики вправе подавать декларацию по НДС как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Данное правило распространяется и на уточненную декларацию, подаваемую за период до 2014 г.

Данная позиция подтверждается Минфином России и ФНС России.

Обоснование: Согласно п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Исходя из приведенных положений следует, что организация, изъявившая желание перейти на УСН, признается плательщиком по данному налогу лишь с начала нового календарного года. Регулирование налоговых правоотношений до этого момента осуществляется по общей системе налогообложения.

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ) внесены изменения в некоторые законодательные акты и, в частности, в отдельные положения НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 134-ФЗ п. 5 ст. 174 НК РФ изложен в новой редакции.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ (в новой редакции, вступившей в действие с 1 января 2014 г.) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В то время как в предыдущей редакции п. 5 ст. 174 НК РФ было закреплено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В новой редакции изложен также п. 3 ст. 80 НК РФ (п. 6 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ (в новой редакции) обязанность представлять декларацию по НДС в электронном виде закреплена за налогоплательщиками, для которых обязанность представлять декларацию в электронной форме установлена частью второй НК РФ, то есть плательщиками НДС.

В предыдущей редакции п. 3 ст. 80 НК РФ такая обязанность была закреплена только за налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышала 100 человек, а также вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышала указанный предел, а также за крупнейшими налогоплательщиками.

Отметим, что указанные изменения в НК РФ, в соответствии с п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2014 г.

Исходя из приведенных норм НК РФ, регулирующих вопрос подачи декларации по НДС, непонятно, следует ли подавать ее по новым правилам, действующим с 01.01.2014 (так как декларацию за IV квартал 2013 г. необходимо подать до 20.01.2014), или по старому (то есть в редакции, действовавшей до 01.01.2014).

Однако Минфин России в своем Письме от 08.10.2013 N 03-07-15/41875 (направлено Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592) и ФНС России в Письмах от 15.10.2013 N ЕД-4-15/18437, от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594 дали разъяснения относительно данной неопределенности. Как указал Минфин России, представление налоговой декларации по НДС производится по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи начиная с налогового периода за I квартал 2014 г. Аналогичные разъяснения даны и вышеприведенных Письмах ФНС России.

Более того, в Письме ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712 налоговое ведомство указало на то, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, в срок не позднее 20.04.2014 обязаны представить декларацию по НДС за I квартал в электронной форме.

Кроме того, было отмечено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, вправе представлять уточненные налоговые декларации по НДС за периоды до 2014 г. в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 134-ФЗ.

Таким образом, налогоплательщики при подаче налоговой декларации по НДС за IV квартал 2013 г. должны руководствоваться предыдущей редакцией НК РФ, то есть они имеют право на подачу такой декларации как в бумажном, так и в электронном виде. Эти же правила распространяются и на подачу уточненной налоговой декларации.

В. А.Зименок

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.05.2014