Организация зарегистрирована 28 января 2013 г. При этом как вновь созданная организация она подала в налоговый орган сведения о среднесписочной численности 25 февраля 2013 г. В связи с нарушением срока сдачи данных сведений подлежит ли организация налоговой ответственности? Подлежат ли при этом административной ответственности должностные лица организации?

Ответ: За несвоевременное представление в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников налогоплательщик, в том числе вновь созданная организация, подлежит налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

В этом случае к должностным лицам организации, по нашему мнению, должна применяться административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, хотя на практике встречается привлечение к ответственности и по ст. 19.7 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Таким образом, в данном случае вновь созданная 28 января 2013 г. организация должна была представить в налоговый орган сведения о среднесписочной численности по состоянию на 1 февраля 2013 г. в срок не позднее 20 февраля 2013 г. Поскольку организация исполнила эту обязанность с опозданием, она подлежит налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ. В соответствии с этой нормой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Следовательно, штраф за данное налоговое правонарушение составляет 200 руб.

Согласно п. 10 ст. 101.4 НК РФ в случае вынесения решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Положения ст. 69 НК РФ, в соответствии с ее п. 8, применяются также в отношении уплаты штрафов. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 5 ст. 69 НК РФ).

Что касается административной ответственности в данной ситуации, то согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб. (Постановление Кемеровского областного суда от 11.04.2011 N 44а-187-11).

В то же время имеется арбитражная практика, согласно которой представление сведений о среднесписочной численности налогоплательщиками производится в рамках исполнения налоговым органом функции надзора, а не контроля. Контроль подразумевает осуществление активных действий с использованием правовых средств контроля, направленных на проверку соблюдения субъектом налогового контроля законодательства о налогах и сборах, в рамках которой субъект представляет в орган те или иные сведения о своей деятельности, необходимые для осуществления этой проверки. Функция надзора предполагает аналогичную проверку, но путем накопления сведений, обязанность представить которые лежит на субъекте в соответствии с законом.

Несвоевременное представление среднесписочной численности работников имеет отношение к осуществлению налоговым органом надзора в области соблюдения законодательства о налогах и сборах, поскольку обязанность представить указанные сведения лежит на налогоплательщике в соответствии со ст. 80 НК РФ и сама по себе не побуждает налоговый орган к проведению каких-либо активных действий в отношении налогоплательщика. Таким образом, данное нарушение содержит элементы административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ (Постановление Московского городского суда от 30.09.2011 N 4а-2093/11).

По нашему мнению, в данном случае правомерно применять ответственность за правонарушение, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как она является специальной для правонарушений в области налоговых правонарушений, в том числе за невыполнение обязанностей, предусмотренных НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-02-07/1-179).

Несмотря на различие в квалификации данного правонарушения различными судами, необходимо отметить, что в настоящее время как согласно ч. 1 ст. 15.6, так и согласно ст. 19.7 КоАП РФ штраф в отношении виновных должностных лиц ограничен одними и теми же рамками - от 300 до 500 руб.

М. В.Подкопаев

Консалтинговая группа "Аюдар"

12.03.2013