Организация является производителем оборудования в области промышленной автоматизации и выполняет НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика). Также она проводит НИОКР для собственных нужд (без привлечения сторонних подрядчиков), входящие в Перечень НИОКР, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, по которым возможен учет расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ

НИОКР для собственных нужд проводятся по следующим направлениям:

- разработка технологии создания системы приемки, мониторинга, контроля, учета и регулирования в электроэнергетике;

- разработка технологий и средств управления функционированием и развитием систем централизованного теплоснабжения и электроэнергетических систем;

- разработка интеллектуальной энергетической системы на основе активно-адаптивной сети и ее элементов;

- разработка технологий интеллектуального учета электроэнергии.

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы на НИОКР для собственных нужд с применением коэффициента 1,5?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 марта 2013 г. N 03-03-06/1/7287

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) для целей налогообложения прибыли организаций установлен ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Пунктом 1 ст. 262 НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

В соответствии с п. 10 ст. 262 НК РФ положения указанной статьи не распространяются на признание для целей налогообложения расходов налогоплательщиков, выполняющих НИОКР по договору в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Пунктом 1 ст. 332.1 НК РФ предусмотрено, что в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов.

В случае если налогоплательщик одновременно выполняет несколько отдельных НИОКР, часть из которых выполняется для собственных нужд, а часть - в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), положения ст. 262 НК РФ не применяются только в отношении расходов на НИОКР, выполняемых в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

В соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

К фактическим затратам налогоплательщика на НИОКР относятся затраты, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации в отношении расходов на НИОКР, выполняемых для собственных нужд, налогоплательщик вправе использовать право, предусмотренное п. 7 ст. 262 НК РФ в части признания расходов на НИОКР, предусмотренных перечнем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

12.03.2013