О порядке налогообложения НДС услуг по предоставлению во временное пользование нот на физических носителях по договору проката, агентскому договору или договору поручительства, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, российской организации

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 марта 2013 г. N 03-07-08/7435

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению во временное пользование нот на физических носителях, оказываемых иностранной организацией российской организации, и сообщает.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных транспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению во временное пользование нот на физических носителях, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Поэтому российская организация, приобретающая у иностранной организации на основании договоров проката услуги по предоставлению во временное пользование нот на физических носителях, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость.

Кроме того, п. 5 ст. 161 Кодекса установлено, что при оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В связи с этим российская организация, реализующая вышеуказанные услуги в рамках договоров комиссии или агентских договоров, заключенных с иностранной организацией, также должна исполнять обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость.

Что касается пп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса, упоминаемого в письме, то положения данного пункта, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, применяются, в частности, в отношении услуг по предоставлению на прокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельности в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг. Услуги по передаче на прокат нот в данный перечень не включены.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

12.03.2013