Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии, который на протяжении 5 лет ведет трудовую деятельность на территории РФ. Временная регистрация у него отсутствует, получать вид на жительство и на временное проживание он не собирается. Как определить его статус временно пребывающего? Каким образом начислять страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС?

Ответ: Иностранный гражданин, законно находящийся в Российской Федерации, не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, относится к числу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Согласно официальной позиции временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане (в т. ч. граждане Республики Беларусь) не подлежат обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поэтому на выплаты, производимые в их пользу, страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ не начисляются. Однако в части признания данных граждан подлежащими указанным видам страхования существует иная позиция, из которой можно сделать вывод, что данные права должны обеспечиваться обязанностью работодателя по уплате взносов.

При этом на выплаты в пользу не являющегося высококвалифицированным специалистом иностранного гражданина, работающего на основании трудового договора, срок действия которого не ограничен (или договора, срок действия которого превышает шесть месяцев), начисляются:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обоснование: Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, гражданин Республики Беларусь - иностранный гражданин.

Иностранный гражданин, законно находящийся в Российской Федерации, - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

При этом иностранный гражданин, получивший вид на жительство, считается постоянно проживающим в Российской Федерации. Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность, либо в виде документа установленной формы, является временно проживающим в Российской Федерации. Соответственно, иностранный гражданин (в том числе белорус), законно находящийся на территории Российской Федерации, но не имеющий ни вида на жительства, ни разрешения на временное проживание, относится к числу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Другими словами, статус временно пребывающего иностранного гражданина подтверждается не наличием у него определенного документа, а отсутствием вида на жительства и разрешения на временное проживание. При этом срок фактического пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации не имеет значения.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Другими словами, страховые взносы начисляются на выплаты, производимые в пользу лиц, работающих в организации по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, признаваемых застрахованными в рамках соответствующего вида обязательного страхования.

Застрахованными в рамках обязательного пенсионного страхования являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Следовательно, исходя из данной нормы временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане к числу лиц, признаваемых застрахованными в рамках указанного вида обязательного социального страхования, не относятся. Однако между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения". Согласно ст. 3 Договора он распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Он также распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование. При этом согласно ст. 4 Договора граждане одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора. Местом жительства (проживания) в РФ признается, в частности, место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории РФ, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству РФ. На основании этого существует позиция, что временно пребывающие в РФ граждане Республики Беларусь, имеющие регистрацию по месту пребывания, подлежат социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, взносы в ФСС в отношении выплат в их пользу должны начисляться (см. например, Определение Московского областного суда от 03.02.2011 по делу N 33-2421).

В целях обязательного медицинского страхования застрахованными лицами являются работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане обязательному медицинскому страхованию не подлежат. Однако на основании ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в РФ и работающие в учреждениях (организациях) РФ по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами РФ, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ.

Таким образом, на выплаты, производимые в пользу не являющегося в соответствии с Законом N 115-ФЗ высококвалифицированным специалистом иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и работающего на основании трудового договора (договоров), срок действия которого превышает 6 месяцев, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование позиция не столь однозначна. С одной стороны, данные граждане не признаются застрахованными и взносы на выплаты в их пользу не начисляются, что соответствует разъяснениям уполномоченных органов (см. например, Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 424-19, Информацию ФСС РФ от 03.03.2011). С другой стороны, за временно пребывающим в РФ гражданином Белоруссии в судебном порядке может быть признано право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а право на получение медицинской помощи закреплено за данными гражданами прямой нормой международного соглашения. Поэтому можно сделать вывод, что данные права должны обеспечиваться обязанностью работодателя по уплате взносов.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) действие названного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ страховые взносы в ФСС РФ на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на выплаты в пользу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, а также выполняющих работы на основании договора гражданско-правового характера, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

11.03.2013