Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность, переведенную на УСН, получил доход, подлежащий обложению НДФЛ. Налоговый орган провел камеральную проверку декларации по НДФЛ, по результатам которой выявлено занижение предпринимателем выручки от реализации товаров при применении УСН. Налоговый орган признал неправомерным невключение доходов от продажи нежилых помещений в облагаемую базу при исчислении налога, уплачиваемого по УСН

Возможно ли доначисление единого налога по УСН в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДФЛ?

Ответ: Налоговый орган при оформлении результатов проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ не вправе указывать на выявленные в ходе проведения этой проверки занижения налогооблагаемой базы по иным налогам, в том числе по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и, соответственно, не вправе в рамках проведения указанной проверки принимать решения о доначислении иных налогов, кроме НДФЛ, если на то имеются основания.

Однако налоговый орган имеет право использовать документы и сведения, полученные в рамках камеральной налоговой проверки декларации по одному налогу (НДФЛ), при проведении камеральной налоговой проверки по другому налогу (УСН), по окончании которой и может быть вынесено решение о доначислении налога.

Обоснование: Необходимо учитывать, что декларации по УСН индивидуальные предприниматели должны представлять в налоговый орган до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом. Такой же срок установлен и для декларации по НДФЛ (ст. ст. 346.23, 229 Налогового кодекса РФ).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки и оформления ее результатов установлен ст. ст. 88 и 100 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно п. п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ в случае, если в ходе проведения камеральной проверки декларации по НДФЛ выявлены ошибки либо несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля (например, при камеральной налоговой проверке декларации по УСН за тот же период), налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (то есть представить уточненную декларацию по НДФЛ). Так же налоговый орган должен поступить и в отношении декларации по УСН при наличии на то оснований.

Если налогоплательщик вместо уточненной декларации представит пояснения и документы, то лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при отсутствии пояснений налогоплательщика) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

При этом полученные налоговым органом от налогоплательщика сведения могут быть использованы при проведении иных камеральных налоговых проверок (п. 1 ст. 88 НК РФ).

То есть если налогоплательщик в ходе камеральной проверки по НДФЛ представит пояснения и документы, то эти сведения могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Так, например, если индивидуальный предприниматель задекларировал полученный доход от продажи нежилых помещений по форме 3-НДФЛ в соответствии со ст. 228 НК РФ (то есть как доход, не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности), а налоговый орган располагает сведениями, что указанное имущество использовалось в предпринимательской деятельности налогоплательщика (например, расходы на приобретение этих нежилых помещений отражены в книге учета доходов и расходов, учитываемых при применении УСН), налоговый орган при проведении камеральной проверки представленной декларации по НДФЛ вправе на основании вышеизложенного затребовать у налогоплательщика пояснения по этому вопросу либо внесения соответствующих изменений в декларацию.

Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 346.15 и п. 2 ст. 249 НК РФ полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, доходы от реализации нежилых помещений (основных средств) учитываются в составе доходов при определении налогооблагаемой базы по УСН и согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ он освобожден от уплаты НДФЛ в отношении этих доходов, налоговый орган при проведении за соответствующий налоговый период камеральной налоговой проверки декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе указать на занижение предпринимателем доходов от реализации нежилых помещений, учитываемых при применении УСН (исходя из имеющихся у налогового органа сведений об этом имуществе) и предложить предпринимателю внести соответствующие исправления в данную декларацию в установленный срок.

Таким образом, налоговый орган при оформлении результатов проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ не вправе указывать на выявленные в ходе проведения этой проверки занижения налогооблагаемой базы по иным налогам, в том числе по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (что косвенно подтверждается и пп. 8 п. 3 ст. 100 НК РФ), и, соответственно, не вправе в рамках проведения указанной проверки принимать решения о доначислении иных налогов, кроме НДФЛ, если на то имеются основания.

Однако налоговый орган имеет право использовать документы и сведения, полученные в рамках камеральной налоговой проверки декларации по одному налогу (НДФЛ), при проведении камеральной налоговой проверки по другому налогу (УСН), по окончании которой и может быть вынесено решение о доначислении налога.

А. Н.Мельниченко

Государственный советник

Российской Федерации

1 класса

11.03.2013