Российская организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления фрукты, ввезенные из Таджикистана с уплатой ввозной таможенной пошлины. Впоследствии организация получила сертификат формы СТ-1 и намерена возвратить излишне уплаченную таможенную пошлину

Каким образом таможенные органы обязаны известить организацию о том, что у нее образовалась излишне уплаченная таможенная пошлина?

Какой документ, подтверждающий факт излишней уплаты таможенных пошлин, нужно приложить к заявлению о возврате таможенных платежей?

Ответ: В случае ввоза на территорию РФ российской организацией фруктов из Таджикистана с уплатой ввозной таможенной пошлины и в дальнейшем получения сертификата формы СТ-1 (Приложение 2 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств") таможенный орган обязан сообщить российской организации об излишне уплаченной сумме таможенной пошлины в месячный срок после внесения ею изменений в декларацию на товары. Для осуществления возврата таможенной пошлины в связи с получением тарифной преференции российская организация обязана представить совместно с заявлением в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, корректировку декларации на товары.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 2 Договора о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) (далее - Договор), участниками которого являются Российская Федерация и Таджикистан, стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны.

Согласно ст. 62 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В свою очередь, ст. 4 Договора установлено, что для определения страны происхождения товаров, происходящих из сторон и находящихся в торговом обороте между ними, стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (далее - Правила).

В силу п. 6.1 разд. 6 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1. При этом п. 5.4 Правил допускает восстанавливать режим свободной торговли при условии получения сертификата формы СТ-1 до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1). Таким образом, российская организация на законных основаниях вправе претендовать на получение преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Согласно Письму ФТС России от 11.08.2011 N 01-11/38437 "О сроке и порядке доведения до декларанта корректировки таможенной стоимости, подтверждающей факт излишней уплаты таможенных платежей" в случае обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов таможенный орган, в соответствии с ч. 5 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщает плательщику в произвольной форме о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов с приложением копии корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.

На основании п. 1 ст. 76 ТК ТС исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. При этом в соответствии с п. 2 ст. 181 ТК ТС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.

Письмом ФТС России от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей" установлено, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден в том числе внесением изменений в декларацию на товары. В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. Такие случаи и порядок установлены Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 (далее - Инструкция).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации таможенный орган обязан сообщить российской организации об излишне уплаченной сумме таможенной пошлины в месячный срок после внесения ею изменений в декларацию на товары в порядке, определенном Инструкцией.

Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

В силу п. 3 Письма ФТС России от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей" при осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов в связи с восстановлением режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, а также возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, таможенные органы принимают КДТ (корректировку декларации на товары), оформленную в соответствии с Инструкцией.

На основании вышеизложенного для осуществления возврата таможенной пошлины в связи с получением тарифной преференции российская организация обязана представить совместно с заявлением в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, КДТ.

Н. А.Дубинский

Учреждение образования

"Витебский государственный

технологический университет"

10.03.2013