Подлежит ли включению в облагаемую базу по НДФЛ руководителя организации стоимость дорогостоящих коньяков, виски, иных продуктов питания, приобретаемых для заполнения бара в его кабинете в целях проведения переговоров, деловых встреч, если соответствующие затраты не оформлены в качестве представительских расходов согласно п. 2 ст. 264 НК РФ и не учтены в качестве расходов по налогу на прибыль организаций?
Ответ: На наш взгляд, расходы организации на дорогостоящие алкогольные напитки и иные продукты питания, приобретаемые для заполнения бара в кабинете руководителя организации в целях проведения переговоров и деловых встреч, но не оформленные в качестве представительских, не подлежат включению в облагаемую базу по НДФЛ руководителя организации, так как отсутствует возможность персонификации как конкретных получателей дохода, так и стоимости полученного ими материального блага в виде стоимости продуктов питания.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
При этом пп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ организации - налоговому агенту вменена обязанность по ведению учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.
Таким образом, основой принцип исчисления и взимания НДФЛ заключается в персонификации доходов конкретного физического лица. При отсутствии такой возможности дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает (названный подход усматривается из Писем Минфина России от 30.01.2013 N 03-04-06/6-29, от 13.05.2011 N 03-04-06/6-107, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86).
Применительно к рассматриваемой в вопросе ситуации отметим, что она достаточно часто встречается на практике, что позволяет квалифицировать ее как обычай, которым на основании п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
На наш взгляд, вне зависимости от того, что соответствующие расходы организации не оформлены в качестве представительских, при указанных обстоятельствах отсутствует возможность персонификации как конкретных получателей дохода, так и стоимости полученного ими материального блага в виде стоимости продуктов питания, соответственно, основания для определения налоговой базы по НДФЛ отсутствуют.
А. В.Телегус
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
07.03.2013