Государственный заказчик в установленном порядке осуществлено разместил документацию об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте. Предметом данного аукциона является поставка товара. В документации об открытом аукционе в электронной форме в части требований к качеству, функциональным характеристикам товара указано следующее: "Уайт-спирит. Товар должен соответствовать ТУ... (приводится конкретный номер)". Правомерно ли данное положение документации, учитывая, что оно содержит требование о соответствии товара конкретным техническим условиям?

Ответ: Рассматриваемое положение документации части требований к качеству, функциональным характеристикам товара неправомерно (за исключением случая, когда право на использование ТУ передано различным организациям).

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно ч. 1 и 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.

Аналогичные требования к содержанию документации об аукционе предусмотрены п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Пунктом 3.1 разд. 3 ГОСТ 2.114-95 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия", введенного Постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 N 425, установлено, что ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

В соответствии с п. 3.3 разд. 3 ГОСТ 2.114-95 ТУ разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество и т. п. Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции одного производителя.

Учитывая, что в данном случае документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требование к товару со ссылкой на конкретные ТУ, при этом данное требование не сопровождается словами "или эквивалент", это фактически указывает на товары определенного производителя и ограничивает возможность поставки товаров иных производителей.

Таким образом, в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ заказчиком было ограничено число участников размещения заказа.

Данные выводы подтверждаются сложившейся административной и судебной практикой (см., например, Решение ФАС России от 13.04.2011 по делу N П-130/11 "О результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов", Постановление ФАС Уральского округа от 06.03.2012 N Ф09-392/12 по делу N А71-6048/2011 (Определением ВАС РФ от 28.05.2012 N ВАС-6081/12 отказано в передаче дела N А71-6048/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2009 N А11-1122/2009).

Вместе с тем в некоторых случаях право на использование ТУ может быть передано различным организациям и тогда исключается ограничение конкуренции со стороны заказчика. Для окончательного решения вопроса необходимо дополнительное исследование с учетом конкретных обстоятельств (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу N А33-2126/2012).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

05.03.2013