В антимонопольный орган поступила жалоба от государственного учреждения (участника размещения заказа) на действия оператора электронной площадки при проведении открытого аукциона в электронной форме: у участника отсутствовала возможность подачи предложения о цене контракта, что последний подтверждает графическим изображением информации на сайте оператора электронной площадки, согласно которому во время проведения аукциона возникли технические неполадки на сайте оператора электронной площадки, препятствующие подаче ценового предложения. Влекут ли рассматриваемые действия оператора электронной площадки ответственность при подтверждении позиции заявителя жалобы названным образом?
Ответ: Рассматриваемые действия оператора электронной площадки содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом графическое изображение информации, отображенной на сайте оператора электронной площадки, является надлежащим подтверждением при указанных обстоятельствах.
Обоснование: В соответствии с ч. 23 ст. 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных названной статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
Следует отметить, что ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей за нарушение заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа.
Таким образом, на оператора электронной площадки возложена обязанность по обеспечению непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме, надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равного доступа участников открытого аукциона к участию в нем.
Правомерность подтверждения позиции о необеспечении оператором электронной площадки непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме, надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, графическим изображением информации (скриншотом), содержащейся на мониторе компьютера, на котором осуществлялось участие лица в аукционе, подкрепляется как практикой арбитражных судов, так и антимонопольных органов, рассматривающих жалобы во внесудебном порядке.
Антимонопольные органы на основании исследования представленных заявителями жалоб графических изображений информации, отображающейся на сайте электронной площадки, из которых следуют ошибки, лишившие возможности заявителей принять участие в аукционе и подать ценовые предложения, приходят к выводу о том, что тем самым оператор электронной площадки не обеспечил непрерывность проведения аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения аукциона, равный доступ участников аукциона к участию в нем, то есть нарушил ч. 23 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ (Постановление ФАС России от 11.09.2012 N АК362-12, Решения ФАС России от 12.03.2012 N К-373/12, от 30.06.2011 N К-1350/11, от 20.06.2011 N К-1219/11).
ФАС Московского округа в Постановлении от 24.09.2012 N А40-116323/11-2-792, отметив, что из графического изображения информации на сайте оператора электронной площадки следует, что участник размещения заказа входил на сайт с использованием электронных цифровых подписей старого и нового образцов, пришел к выводу о том, что оператор электронной площадки допустил ненадежное функционирование программных и технических средств, что прямо запрещено ч. 23 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
05.03.2013