О некоторых вопросах административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав
(Зайцева И. Л.) ("Административное право и процесс", 2007, N 1) Текст документаО НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
И. Л. ЗАЙЦЕВА
Зайцева И. Л., адвокат, заведующая филиалом N 1 Московской коллегии адвокатов "РОСПО", кандидат юридических наук.
Как особо отмечается в одном из последних Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества <1>. Принятые с 1992 по 2004 г. Законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности неизбежно сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. -------------------------------- <1> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // РГ. 2006. 28 июня.
Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов. Количество выявляемых правонарушений интеллектуальной собственности растет, но нельзя не отметить наличие положительных тенденций в правосознании россиян. Так, ранее нарушение авторских и смежных прав не рассматривалось как действие, за совершение которого возможно наложение административного наказания, а тем более как деяние, которое может повлечь уголовную ответственность. В настоящее время Россия не является страной тотального интеллектуального пиратства. Весной 2005 г. российские социологи из ВЦИОМа <2> провели первое комплексное исследование ситуации с нарушением авторских прав в России. Они выяснили, что подавляющее большинство россиян негативно относятся к нарушению авторских прав. 78 процентов опрошенных заявили, что они отрицательно относятся к нарушению прав авторов музыкальных произведений, кино - и видеофильмов, программного обеспечения. Только 10,5 процента сказали о положительном отношении к нарушению авторских прав <3>. Таким образом, опровергается тезис о правовом нигилизме населения нашей страны к нарушениям интеллектуальных прав. -------------------------------- <2> ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения". <3> Дегтярев Н. Кому выгодны разговоры о российских пиратах // Российская газета. 2005. 14 окт.
В последнее время особую актуальность приобретают административно-правовые способы защиты прав потерпевших, в том числе и в рассматриваемой сфере. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ по делам об административных правонарушениях, рассмотренным федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями Российской Федерации, в 2005 г. подвергнуто административному наказанию в виде штрафа 1 млн. 659,5 тыс. лиц (физических и юридических), из них: 13,9 тыс. - юридические лица, 155,8 тыс. - должностные лица (в том числе лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ). Общая сумма наложенных штрафов составила 1 млрд. 492 млн. руб., или в среднем на одного оштрафованного 750 руб. Наиболее высокие суммы штрафов (свыше 2 тыс. руб.) на одного оштрафованного налагались в том числе за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах (ст. 7.12, 7.28 КоАП РФ) - 2,3 тыс. руб. <4>. -------------------------------- <4> Статистическая справка о работе судов общей юрисдикции за 2005 год // http://www. cdep. ru/material. asp? material_id=107.
О повышенном внимании к интеллектуальной сфере свидетельствует активная работа законодательных органов, связанная с принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ, полностью посвященной вопросам регулирования интеллектуальной собственности <5>. -------------------------------- <5> Велетминский И. Интеллект под защитой // Российская газета. 2006. 10 марта; Яшманов Б. Таланты и законники // Российская газета. 2006. 17 марта.
Изменения происходят и в административном законодательстве. Так, изменения, внесенные Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 193-ФЗ, а также Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, значительно ужесточают административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав: повышается размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел с двух месяцев до одного года, предусматривается возможность проведения административного расследования <6>. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2005. 29 дек.; Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 февр.
В настоящее время за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно за иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода налагается административный штраф на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. В качестве обязательного дополнительного наказания во всех случаях применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения (ст. 7.12 КоАП РФ). Сравнительный анализ ч. 3 ст. 3.5 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ показывает, что размер штрафа, налагаемого на нарушителей данной сферы, достаточно высок, однако не является максимальным. Учитывая возрастающую роль интеллектуальной собственности во всех сферах жизни общества, полагаем, в России установлен целесообразный уровень административной ответственности, так как рассматриваемые правонарушения не являются наиболее опасными. Принцип "разумной достаточности" в определении размера штрафа и его соответствия правовой природе деликта соблюден <7>. -------------------------------- <7> Студеникина М. С. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в аспекте защиты прав граждан // Сборник научных трудов: Административно-правовой статус гражданина. М.: ИГП РАН. 2004. С. 156 - 163.
В этой связи уместно обратиться к законодательству некоторых государств - участников СНГ. Уровень ответственности за подобные правонарушения там ниже. Так, например, за совершение административного нарушения авторских и смежных прав в Беларуси предусмотрено наложение штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат с конфискацией контрафактных экземпляров объектов авторского права, смежных и патентных прав, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления, или без конфискации <8>. В Украине применяется штраф от 10 до 200 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан, с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления <9>. -------------------------------- <8> Часть 1 ст. 167-9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в редакции Закона от 16 июля 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 67, 2/790. <9> Статья 51-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях, внесена Законом N 4042-12 от 25.02.94, с изменениями, внесенными Законом N 55/97-ВР от 07.02.97, в редакции Закона N 2362-III (N 2362-14 от 05.04.2001).
Законодательством Республики Узбекистан административная ответственность за нарушения в интеллектуальной сфере не предусмотрена. Однако здесь может налагаться административное наказание за правонарушения в области торговли, предпринимательства и финансов, в том числе за нарушение правил торговли или оказания услуг, обман покупателя или заказчика, нарушение прав владельца товарного знака или знака обслуживания, нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, о рекламе <10>. -------------------------------- <10> Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. N 2015-XII.
Конструкция ст. 129 Кодекса Республики Казахстан, регламентирующей административную ответственность в данной сфере, предусматривает наряду с простым составом правонарушения квалифицированный. Так, незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров произведений и (или) фонограмм в целях сбыта, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на физических лиц в размере от 5 до 10, на должностных лиц - в размере от 10 до 20, на юридических лиц - в размере от 50 до 100 месячных расчетных показателей с конфискацией экземпляров произведений и фонограмм, а также предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения. Совершение тех же действий повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 20, на должностных лиц - в размере от 20 до 50, на юридических лиц - в размере от 100 до 200 месячных расчетных показателей с конфискацией экземпляров произведений и фонограмм, а также предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения. При этом, так же как и в России, конфискованные экземпляры произведений и фонограмм подлежат либо уничтожению в порядке, предусмотренном законодательством, либо передаче обладателю авторских или смежных прав по его просьбе <11>. -------------------------------- <11> Статья 129 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-2.
Интересно то, что ни в одном из Кодексов перечисленных выше государств не содержится отдельной главы, посвященной административным правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Как правило, статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, размещаются в главах, посвященных охране прав собственности (Россия, Украина, Казахстан). Однако, например, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях рассматриваемый состав стоит наряду с правонарушениями, посягающими на правосудие и установленный порядок управления. Данное обстоятельство вызывает искреннее недоумение. Объектом административных правонарушений, предусмотренных рассматриваемым составом, является нарушение авторских и смежных прав. Виновный посягает на упомянутые объекты интеллектуальной собственности. В юридической науке давно сформирована точка зрения о нетождественности понятий "право собственности" и "право на интеллектуальную собственность". В связи с этим, учитывая принципиальную близость понятий "информация", "интеллектуальная собственность", "исключительные права", нами отмечалась целесообразность создания в Кодексах об административных правонарушениях отдельной главы, посвященной административным правонарушениям в области интеллектуальной собственности. Тем более такое предложение не противоречит юридической традиции многих стран СНГ, согласно которой административное право состоит из общей и особенной частей. Что касается административного расследования, в России возможность его проведения предусмотрена в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства об авторском праве и смежных правах осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Это означает, что увеличивается срок составления протокола об административном правонарушении. Обычно он не должен превышать месяца с момента совершения правонарушения. В исключительных случаях срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. Осуществление административного расследования необходимо в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований к возбуждению дела об административном правонарушении. Следовательно, такое расследование является дополнительной проверкой обнаруженного и выявленного административного правонарушения в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности <12>. В связи с тем что сфера авторских и смежных прав требует особых познаний и поэтому вызывает затруднения в правоприменительной практике, оправданно внесение соответствующих изменений в ст. 28.7 КоАП РФ. -------------------------------- <12> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. М. Ю. Козлова. М., 2002.
Интересно, что в изученных нами Кодексах государств - участников СНГ проведение административного расследования не предусмотрено. Однако, например, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-2 предусмотрено проведение экспертизы на стадии возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 3 ст. 638 КоАП РК). Возможность проведения иных процессуальных действий не предусмотрена. Благодаря введению административного расследования КоАП РФ допускает на рассматриваемой стадии производства по делу помимо производства экспертизы истребование необходимых предметов и документов, производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок и т. д. Такой подход, на наш взгляд, позволяет существенно облегчить и улучшить качественные показатели производства по делам об административных правонарушениях в целом, а также авторских и смежных прав в частности.
------------------------------------------------------------------
Название документа