Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций и местной власти в условиях изменяющейся России

(Андреева О. А., Земченков Н. Ф., Лупандина О. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ <1>

О. А. АНДРЕЕВА, Н. Ф. ЗЕМЧЕНКОВ, О. А. ЛУПАНДИНА

Конституция РФ, закрепив принципы свободы совести и светского государства, не дала предписания законодателю определить юридический объем этих понятий. Поэтому существует некоторая неопределенность в толковании таких базовых положений, как отделение церкви от государства, их невмешательства в дела друг друга, светский характер образования, участие религиозных организаций в государственной пропаганде и т. д. Кроме того, нет четкого определения взаимоотношений религиозных организаций и местной власти, где, собственно, и протекает основная жизнь как верующих, так и неверующих. На эти и другие казусы взаимоотношений светской и духовной власти справедливо указывают ученые-юристы. В частности, А. Г. Залужный отмечает, что целый ряд базовых понятий Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" допускает двоякое толкование как по процедурам применения, так и по характеру понимания таких положений, как отношение к воинской службе священнослужителей, запрет на вовлечение в религиозные объединения и обучение религии малолетних, оскорбление религиозных чувств верующих и т. д. <2> -------------------------------- <2> См.: Залужный А. Г. Конституционное право граждан на свободу совести и его реализация в законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 6.

Все это создает почву для активного вмешательства церкви в дела государства под предлогом ее неотделенности от гражданского общества, а с другой стороны, создает соблазн для государства использовать ее в качестве резервной политической силы. В настоящее время задача совершенствования общественного сознания стоит не перед его отдельными формами, а перед всей идеологией, опирающейся на принципы гражданского общества и правового государства. Поскольку религия входит в этот процесс, постольку необходимо исследовать специфику ее включенности в гражданское общество на местном уровне. Участие церкви в различных церемониях еще не свидетельствует о том, что она стала силой, способствующей реализации целей построения стабильного, справедливого, многоконфессионального государства в рамках, установленных законом. Кроме того, теологизация общественного сознания не является панацеей от социальных проблем современности, если при этом не достигается рост нравственного сознания, культуры, совершенствования межличностных отношений в условиях построения гражданского общества, что в конечном счете должно стать целью общественного прогресса. Свободомыслие и свобода совести (ст. 28), светскость государства и равенство религиозных объединений (ст. 14), идеологическое многообразие (ст. 13), равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19) закреплены в Конституции РФ и составляют правовую основу гражданского общества. Гарантируя свободу совести, Конституция РФ предполагает равное право граждан исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой, т. е. придерживаться атеистических убеждений, но, с другой стороны, она не изолирует церковь от гражданского общества, оставив форму их взаимоотношений открытой для сотрудничества и компромиссов. Сотрудничество современной церкви с различными политическими организациями, имеющими определенную религиозную ориентацию, приветствуется и воспринимается церковью как положительное явление, с помощью которого возможно оказывать влияние на политическую и государственную деятельность на основе религиозных духовно-нравственных принципов. Эти организации, будучи свободными в своей деятельности, одновременно прислушиваются к мнению церковного руководства и готовы к координации действий в поддержку церкви по социальным вопросам. Поэтому целью данной статьи стал анализ развития взаимоотношений между местным самоуправлением, структур гражданского общества и религии по вопросам их взаимодействия и сотрудничества с целью сохранения исторических и общекультурных ценностей, местных традиций и обычаев. Прошлое их противостояние не должно стать препятствием на пути укрепления доверия между религиозными и светскими институтами. При этом не следует забывать, что Конституция РФ высшей ценностью провозглашает права и свободы человека, иначе может быть смещен центр общественных предпочтений. В современном общественном сознании все еще сохраняется мысль о якобы чрезмерной атеистичности науки в ущерб религиозным верованиям. Но это недоразумение. Наука атеистична по природе, так как нигде не встречает явлений, свидетельствующих о присутствии в них божественной сущности. Ни одно положение религиозных доктрин не может быть признано установленным юридическим фактом, иначе вопросы веры разрешались бы в судебном порядке, но все они относятся к былинно-мифологическому жанру. Следовательно, и бесполезно ждать от нее укрепления веры: хорошо уже и то, что она не будет делать из своих открытий далеко идущих выводов. Впрочем, делая мировоззренческие выводы, наука вступает в область философии или религии, а там уже действуют правила идеологии, перед которыми равны и естествознание, и философия, и религия, и история, что гарантируется ст. 13 Конституции РФ, признающей идеологическое многообразие. Есть, конечно, науки изначально внерелигиозные. К ним принадлежат правоведение, астрономия, медицина и некоторые другие, в которых присутствие потусторонних сил выносится за скобки, а объектом исследования признаются наличные реальные процессы и обстоятельства. Но и здесь не закрыты все дороги к сотрудничеству. Религия в общем-то признает ценность науки и образования, но лишь в утилитарных пределах. В наше время практически все конфессии пользуются мобильной связью, современным транспортом, средствами массовой информации, компьютерными технологиями и т. д. Не исключено, что со временем все это может послужить неким средством связи с богом, как, например, стена Плача в Иерусалиме. Современные технологии верующих с церковью и церкви с верующими стали средством связи уже давно, что, кстати, вызывает одобрение и со стороны науки. Идеологически нельзя отрицать, что спасение придет через Интернет, ведь уже отпускаются через него грехи. Такой союз науки и религии практически ни у кого не вызывает осуждения или неприятия, напротив как бы приобщает науку, религию и гражданское общество к общему мировосприятию, в котором религия перестает быть не от мира сего, а наука соглашается с непостижимостью божественной тайны. Неисповедимость путей господних уже не вызывает ревности и насмешки. В советский период исторической ошибкой местных советов явилось их враждебное отношение к церкви, тогда как главное противоречие заключалось в принципе классовой гегемонии. Как только определенная прослойка общества осознала свой гегемонизм, она тут же превратилась в новый господствующий класс. Сейчас видно, что упор надо было делать не на гегемонизм, а на социальное государство, права и свободы человека. А вот роль церкви в крушении коммунизма не установлена, по крайней мере в СССР. Кроме того, диалог с наукой позволяет церкви давать ответы не вымышленному, а реальному оппоненту, что развеет многие предрассудки против религии. Историческая практика показывает, что церковь может быть лояльной любому общественному строю, так как изначально во всех религиях признается, что всякая власть от бога. Лишь бы при этом не задевались основные интересы религии, ее самосохранение. Церковь - пример устойчивой корпорации, а корпорации на местном уровне как раз и создаются для придания устойчивости своей деятельности. Гражданский кодекс РФ, принятый в 1994 г., в ст. 117 и других еще не проводил различия между общественными и религиозными организациями, рассматривая их однотипными по природе, объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей их участников. В этом отразился дух революционного романтизма, так как предполагалось, что религиозные организации будут одной из форм общественных объединений и частным делом граждан. Но уже после нескольких лет реформ государство увидело в церкви особую форму организации, которая в отличие от всех других общественных организаций всегда выступает союзником государства, осуществляя идеологическую поддержку существующего строя. В силу этих причин деятельность общественных и религиозных организаций регулируется разными Законами: Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" <3> и Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" <4>. Сравнивая два эти Закона, можно утверждать, что именно религиозным организациям предоставляется режим наибольшего благоприятствования. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <4> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Как считает Г. А. Кудрявцева: "Религиозные организации имеют специфический, отличный от общественных организаций, принцип организационного построения, порядок принятия решения к управлению имуществом" <5>. Эта специфика проявляется в ее способности выступать в виде идеологии, абстрактной по форме, но конкретной по содержанию, под которым всегда понимается защита интересов существующей власти, ибо церковь, даже будучи гонимой, славословит власть. Впрочем, это субъективное мнение автора, так как бывают религиозные организации, напоминающие по структуре и функциям общественные организации, например масоны, и бывают религиозные организации, напоминающие тайные общества, например сектанты. Так что государственное предпочтение религиозных организаций перед общественными следует искать в иной плоскости. Государство пошло по пути, указанному философией Нового времени, развившей принцип светскости государства. Примером успешности такого подхода являются отношения церкви со светским государством в России. Принцип "Живи и давай жить другим" оправдал себя в полной мере: светское государство прекрасно ладит с церковью, получая при этом хорошие дивиденды. -------------------------------- <5> Кудрявцева Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2005. N 3. С. 32.

В истории были примеры следования церкви в русле различных политических течений, организаций и деятелей. И хотя считается, что подобная поддержка была результатом давления на церковь различных государственных или общественных структур, но объективно это вело к противоречиям внутри церкви, а подчас и к церковным расколам. Практика участия священнослужителей во власти показала, что это ставит их в неудобное положение, так как вызывает недовольство той или иной части населения, порождаемое принимаемыми решениями в пользу локальных групп. К счастью, в России накоплен почти столетний опыт неучастия церкви как организации в политической жизни страны, что в значительной степени улучшало ее имидж и нравственный вес в глазах населения. По крайней мере, для христианства атмосфера некоторого давления и преследования являлась привычной, так как само вероучение возникло как гонимое и предполагало в будущем солидарность в сопротивлении гонителям. Следует иметь в виду, что союз светского государства и церкви всегда является неустойчивой системой, так как не имеет под собой твердой договорной основы. Церковь устроили бы более надежные гарантии, такие как передача ей ряда государственных функций, например, в сфере образования, регистрации актов гражданского состояния, ритуальных услуг и т. д., с соответствующей строкой в государственном бюджете, с принятием, как казачества, на государственную службу и т. д. Но законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях включает нормы Конституции РФ, федерального законодательства, а также нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации <6>, которые пока не предусматривают этих преференций в отношении религии и церкви. Из этого видно, что указанные вопросы не являются предметом совместного регулирования государственной и муниципальной власти, что превращает местное самоуправление в формального исполнителя установлений центра, дистанцирующегося от конкретных проявлений религиозной жизни на местах. -------------------------------- <6> Статья 2 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Российская газета. 1997. 1 окт.

В то же время по букве и духу Конституции РФ, ст. 12, местная власть свободна в волеизъявлении при решении вопросов, носящих местный характер. А так как религиозная жизнь в основном протекает на местном уровне, то возникает необходимость исследовать юридическую компетентность местной власти по принятию нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы взаимоотношения местной власти и религиозных организаций, которые не охвачены федеральным законом. В практике допускается установление и иных правил, чем предусмотрены законом, поэтому можно предположить, что таким случаем является независимость местного самоуправления в решении местных дел, гарантированная ст. 130 Конституцией РФ, например, в соответствии с международной практикой. Это дает основания, хотя бы в рамках теории, исследовать некоторые направления нормотворчества местной власти, необходимого для решения вопросов, возникающих в процессе существования различных конфессий на территории муниципального образования, а также в структурах гражданского общества, включающего в себя все оттенки современной политической и духовной жизни. Впрочем, принципы светского государства не являются абсолютным препятствием для взаимного сотрудничества церкви и местного самоуправления. Вполне допустимо толкование этого принципа в ином, чем это принято в теории государства и права, духе, то есть Россия может пойти своим путем через поместную церковь, которая традиционно существовала в истории России. Кроме того, светское государство может принять некий акт в виде реабилитации репрессированных, в котором признает факт незаконности гонений на церковь и возьмет на себя бремя компенсации материального и морального ущерба и даже упущенной выгоды, чем поставит себя в положение вечного должника. Тем самым будет открыт путь для прямого финансирования религиозной деятельности на территории РФ, а в случае формирования верующего правительства этот и другие подобные варианты будут не только возможными, но даже неизбежными. В настоящее время есть понятие "светское государство", но нет понятия светскости местного самоуправления, хотя есть самые общие принципы, закрепленные в российской Конституции. В Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" <7> гл. II посвящена религиозным объединениям, в которой проведено различие между общественной и религиозной организацией, чем косвенно признается, что религиозные организации выросли не из общества, но для общества, из каких-то иных источников и для иных целей. Провозглашается, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А от местного самоуправления? А от корпораций и хозяйствующих обществ, в которых есть доля государственного капитала? А от государственных и муниципальных учебных заведений, имеющих свои дополнительные доходы? И так во всем. Неопределенность не может пребывать долго: правовая наука будет вынуждена дать юридическое определение таких категорий, как свобода совести, свободомыслие, сотрудничество с религиозными организациями и т. д., причем под влиянием как довольства, так и недовольства позицией церкви. Например, если ислам будет настаивать на признании многоженства в российском законодательстве, то федеральной власти придется очертить границы их взаимного вмешательства в дела друг друга. Или, к примеру, если мусульмане будут совершать хадж на свои средства, а требовать возвращения на родину на средства государства, то потребуется определенная корректировка бюджета в части финансирования некоммерческих организаций. Иначе со временем может последовать реакция налогоплательщиков, которые пока не принадлежат поголовно к каким-либо конфессиям и большинство населения не ведет себя как верующие. Однако на местном уровне с учетом местных условий и традиций возможен консенсус не только по этим, но и по иным вопросам нормативно-правового регулирования взаимоотношений местной общины и религиозных организаций. -------------------------------- <7> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Вопрос о религиозных корнях истории, аксиологии и культуры также должен быть личным вопросом каждого, т. е. частным делом. Это единственно правильная формула взаимоотношений государства и церкви, так как она выработана за сотни лет их сосуществования: государство - это царство земное; церковь - это царство небесное. В настоящее время связь между двумя этими царствами наукой не установлена. Поэтому каждый живет сам по себе, подчиняясь правилам, установленным государством, что не исключает их сотрудничества в любой форме, допускаемой государством. В настоящее время между учебными заведениями и представителями церкви заключаются договоры о сотрудничестве, но пока не определен предмет этих договоров и сотрудничество носит формальный характер. При этом следует учитывать, что "религиозное обучение в государственном образовательном учреждении должно осуществляться исключительно с согласия школьников и их родителей, вне рамок обязательной школьной программы. В противном случае это будет являться грубейшим нарушением ст. 14, 28, 29 Конституции РФ, Федеральных законов об образовании и свободе совести" <8>, - как справедливо отмечает Г. Н. Комкова. -------------------------------- <8> Комкова Г. Н. Равенство прав независимо от отношения к религии // Правоведение. 2003. N 1. С. 29.

Как это ни парадоксально, но свобода совести более привлекательна для церкви, чем для государства. Основы христианства были заложены во времена гонений на христиан, главные ценности и общехристианские святыни явлены во времена первохристианства. Духовная сила христиан лежала в его независимости от кесарей, наместников и прокураторов, как и прочих властей. Община Христа была тесным братством не помышляющих ни о чем другом, как о проповеди слова божия. У них евангельское слово не расходилось с делом, с образом жизни. Последующая история христианства не прибавила к этому ничего, а то, что прибавила, было чисто человеческим. Ни Христос, ни апостолы не вмешивались в общественное устройство современных им государств и народов, не обещали спасать целые города или нации, равно как и выступать союзниками в военных действиях и т. д. Поэтому формулы вроде "Боже, спаси Англию" или "покарай Германию" являются примером чуждых нововведений для христиан. Попытки подвести под европейскую или российскую историю так называемую христианскую базу только дискредитируют христианство, так как ничто в истории не соответствует духу евангельского учения, а, напротив, являет собой отход от христианства. Но так и должно быть, так как христианское учение есть путь в жизнь вечную, а не в правовое государство. Построение государства и земной жизни на христианских основах фактически бы сделало ненужным всю конструкцию истории, так как судить будет некого, а рай построят сами люди на земле. Христианство же исходит из идеи личного спасения, нравственного совершенствования человека, что является его основной задачей. Попытки вовлечь церковь в повседневную смердяковщину жизни приводят лишь к тому, что и жизнь не улучшается, и христианство дискредитируется. "Кроме того, - отмечает Г. Н. Комкова, - иногда открытие заседания государственного органа или начало обучения в государственном образовательном учреждении сопровождается публичной молитвой, и в них размещаются предметы религиозного культа, что явно нарушает принцип светскости государства. Видимо, отсутствие реальной ответственности за такие нарушения и делает возможным отступления от этого конституционного принципа" <9>. -------------------------------- <9> Комкова Г. Н. Равенство прав независимо от отношения к религии // Правоведение. 2003. N 1. С. 19.

Сотрудничество представителей местного самоуправления и служителей церкви может снять многие еще существующие противоречия, доставшиеся нам в наследство от прошлого, и объединить усилия в деле становления толерантности в целях достижения гражданского мира и согласия, что и будет соответствовать принципам правового государства и гражданского общества.

Название документа