Может ли налогоплательщик (российская организация) в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы, связанные с проверкой потенциальных контрагентов?

Ответ: Налогоплательщик (российская организация) в целях исчисления налога на прибыль имеет право учесть расходы, связанные с проверкой потенциальных контрагентов, если они соответствуют критериям, установленным в ст. 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичного мнения придерживаются арбитражные суды.

Обоснование: В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

В п. 1 ч. 2 ст. 247 НК РФ указано, что прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные услуги и иные аналогичные услуги.

Вместе с тем в НК РФ прямо не указано, относятся ли к вышеназванным услугам затраты налогоплательщика на проверку потенциальных контрагентов.

Минфин России в Письме от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340 отмечает: меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Однако перечень подобных мер законодательством не установлен.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 10.12.2012 по делу N А40-33064/12-115-6 признал правомерным отнесение организацией на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, затрат на приобретение организацией услуг риск-менеджмента, представляющих собой проверку данных о юридических лицах - потенциальных контрагентах и физических лицах - соискателях вакантных должностей, целью которых является предотвращение риска вступления в гражданские и трудовые отношения с недобросовестными лицами, что способствует успешному ведению предпринимательской деятельности.

ФАС Московского округа в Постановлении от 22.07.2011 N КА-А40/7517-11 по делу N А40-87331/10-35-440 указал, что налогоплательщиком обоснованно на основании пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затраты на приобретение услуг по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадлежащих деловых партнеров.

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.06.2009 N КА-А40/5111-09 по делу N А40-73552/08-111-338 сделал вывод, что, поскольку затраты организации на приобретение услуг по проверке репутации потенциальных контрагентов, наличия возможных партнерских рисков, отсутствия признаков финансовой несостоятельности являются обоснованными и документально подтверждены, они правомерно отнесены налогоплательщиком на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

04.03.2013