Организация получила отказ в выдаче лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте на основании того, что организации ранее уже выдана лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является отдельным видом деятельности организации, а представляет собой часть производственно-технологического процесса. Правомерны ли действия лицензирующего органа?

Ответ: Действия лицензирующего органа неправомерны. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию независимо от того, основной это вид деятельности или нет, исключений не установлено.

Обоснование: Согласно действующему законодательству Российской Федерации, а именно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

Согласно положению ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 27 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221.

Перечень опасных грузов определен в Приложении 4 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407.

Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет, что опасным является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Согласно Приложению 1 к Правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50, перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя, и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортируемое средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку с одного вида транспортного средства на другой, транзитное хранение и его выгрузку.

Таким образом, наличие у общества лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не освобождает общество от обязанности получить лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте при условии, что общество является грузоотправителем и грузополучателем опасных грузов, а лицензирующему органу - выдать такую лицензию при соблюдении обществом установленных законом требований к получению такой лицензии. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.06.2010 N Ф09-4365/10-С1.

Т. А.Ронжина

Аудиторская компания

"GSL Law & Consulting"

16.05.2014