Аукционная комиссия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку товара отказала в допуске к участию организации в связи с тем, что в ее заявке не был отражен факт того, что предполагаемый к поставке товар является новым, в связи с чем ею не соблюдено требование заказчика к качеству товара, изложенное в аукционной документации. Правомерны ли действия аукционной комиссии, притом что организация в заявке отразила год изготовления товара - 2012 г., однако сама констатация факта новизны предлагаемого к поставке товара в заявке отсутствует?

Ответ: Рассматриваемые действия аукционной комиссии следует признать неправомерными.

Обоснование: На основании ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

При этом, в случае если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

Как следует из ч. 1 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (ч. 3 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ).

Из пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ следует, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.

В силу ч. 3 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены рассматриваемой статьей.

Согласно ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:

1) непредставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представления недостоверных сведений;

2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с запретом ч. 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 названной статьи, не допускается.

В рассматриваемой в вопросе ситуации аукционной комиссией заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку товара отказано в допуске к участию организации в связи с тем, что в ее заявке не был отражен факт того, что предполагаемый к поставке товар является новым, в связи с чем ею не соблюдено требование заказчика к качеству товара, изложенное в аукционной документации, при том что организация в заявке отразила год изготовления товара - 2012 г., однако сама констатация факта новизны предлагаемого к поставке товара в заявке отсутствует. На наш взгляд, указание года изготовления товара наряду с установлением ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ по умолчанию требования о новизне поставляемого товара не обязывает участника аукциона специально констатировать факт новизны товара.

По обстоятельствам Постановления ФАС Московского округа от 20.07.2012 N А40-113901/11-93-1018 организации отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия поданной ею заявки требованиям, установленным документацией об аукционе (в заявке не указано, что товар новый). Между тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявка организации соответствовала требованиям аукционной документации: указано, что предлагаемый товар изготовлен в 2011 г., качество и безопасность соответствуют действующему законодательству в Российской Федерации, гарантийный срок составляет 24 месяца.

Суд кассационной инстанции в такой ситуации посчитал правомерной ссылку судов на ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ, исходя из которой по умолчанию при подаче заявки на участие в аукционе участник размещения заказа соглашается с условием о поставке товара новым, в связи с чем указание на это в представляемой документации не является обязательным. При этом отказ в допуске к участию организации в открытом аукционе ввиду отсутствия оснований, изложенных в ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ, неправомерен.

Таким образом, учитывая положения ч. 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ, действия аукционной комиссии заказчика по отказу в допуске к участию организации являются в рассматриваемой ситуации неправомерными.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

28.02.2013