Организация, применяющая метод начисления, заключила договор займа, срок действия которого приходится более чем на один отчетный период по налогу на прибыль. По договору займа организация обязуется погасить всю сумму начисленных за период пользования деньгами процентов единовременно вместе с последней выплатой суммы основного долга по договору займа

В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ организация, использующая в своей хозяйственной деятельности заемные средства, имеет право относить на расходы с целью расчета к уплате налога на прибыль проценты на конец месяца соответствующего отчетного периода. Данная норма фактически дает право налогоплательщику равномерно распределить суммы процентов, подлежащих уплате за весь срок действия договора займа, включая их в расходы с целью уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль каждый отчетный период независимо от условий договора.

При этом в судебной практике имеется позиция, выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09, согласно которой перенесен срок признания расходов в виде процентов по займам и кредитам на дату возникновения у заимодавца права требования уплаты процентов по уже погашенному долговому обязательству.

Каков порядок признания в расходах по налогу на прибыль процентов по договору займа при условии, что срок действия договора займа приходится более чем на один отчетный период по налогу на прибыль, а вся сумма начисленных за период пользования деньгами процентов должна быть выплачена заемщиком единовременно вместе с последней выплатой суммы основного долга по договору займа?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 февраля 2013 г. N 03-03-06/1/5969

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу о порядке учета расходов в виде процентов по кредитным договорам в целях налогообложения прибыли сообщает следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли с учетом положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.

Пункт 8 ст. 272 Кодекса предусматривает, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

На основании п. 1 ст. 328 Кодекса сумма расхода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания расходов, определяемую в соответствии с положениями ст. 272 Кодекса.

Учитывая изложенное, проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора займа (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

28.02.2013