Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ

(Быковский В. К.) ("Юрист", 2007, N 2) Текст документа

ЛЕСНЫЕ СЕРВИТУТЫ В НОВОМ ЛЕСНОМ КОДЕКСЕ РФ

В. К. БЫКОВСКИЙ

Быковский В. К., аспирант ИГПАН.

Лесные сервитуты не являются новым институтом, а были предусмотрены и в ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 г. Но в новом Лесном кодексе РФ <1> (далее - ЛК РФ) правовое регулирование сервитутов изменилось. -------------------------------- <1> Российская газета. 2006. 8 декабря.

"Классическое" определение сервитута содержится в ст. 274 ГК РФ, в соответствии с которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Отличительный признак данного понятия сервитута состоит в том, что его сторонами являются собственники недвижимости, поэтому данное определение не подходит для характеристики лесных сервитутов, которые имеют специфическую природу. В ЛК РФ 1997 г. были предусмотрены два вида лесных сервитутов в ст. 21: публичные сервитуты, означавшие право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, и частные, которые означали возможность ограничения права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда, а также участками не входящих в лесной фонд лесов в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений. В новом ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. В ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, но он не именуется в качестве такового в отличие от ЛК РФ 1997 г.: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Понятие недревесных лесных ресурсов расшифровывается в ст. 32 ЛК РФ. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Между тем содержание публичного сервитута сужено по сравнению с предыдущим ЛК РФ. Например, в новом ЛК РФ из формулировки прав граждан исчезла возможность, закрепленная законодателем, бесплатно участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. Представляется, это совершенно необоснованно. По поводу сбора лекарственных растений гражданами для своих нужд (выздоровления) можно отметить следующее. В ст. 11 ЛК РФ (пребывание граждан в лесах) такой нормы теперь нет. Такая возможность присутствует в ст. 35 ЛК РФ, регламентирующей заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Единственным положительным моментом сужения содержания публичного лесного сервитута, на мой взгляд, является исключение из него (путем изменения формулировки статьи ЛК РФ) права бесплатно охотиться. Данный вопрос должен быть урегулирован законодательством о животном мире. Специфической особенностью публичного лесного сервитута является состав сторон: он строго определен законодателем. С одной стороны, это Российская Федерация, а с другой стороны, неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования (так называемое общедоступное лесопользование) <2>. Участие юридических лиц в данном сервитутном правоотношении не предусмотрено. -------------------------------- <2> См.: ст. 11 ЛК РФ.

Сервитут является одним из вещных прав. В качестве такового он подлежит регистрации в том порядке, который установлен для регистрации прав на недвижимость (ст. 131 ГК РФ). На практике ничего подобного нет. "Поскольку лесом может пользоваться неопределенное количество людей, регистрация их прав становится невыполнимой даже с чисто формальной стороны. Более того, как всякое имущественное право сервитут в случае его нарушения подлежит возмещению" <3>. -------------------------------- <3> Шейнин Л. Публичные сервитуты // Право и экономика. 2004. N 8. С. 76.

Следующей особенностью публичного лесного сервитута является отсутствие возможности требовать платы за осуществление публичного лесного сервитута. А по отношению к частному лесному сервитуту это возможно. Для осуществления публичного лесного сервитута не требуется получения специальных разрешительных документов на участки лесного фонда. Сходное понятие публичного сервитута содержится в Земельном кодексе РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичные сервитуты могут устанавливаться для: прохода или проезда через земельный участок (п. 1 ч. 3 ст. 23 ЗК РФ), прогона скота через земельный участок (п. 6 ч. 3 ст. 23 ЗК РФ), использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке (п. 8 ч. 3 ст. 23 ЗК РФ), свободного доступа к прибрежной полосе (п. 10 ч. 3 ст. 23 ЗК РФ) и др. Понятие публичного сервитута в ЗК РФ частично дублирует содержание лесного сервитута, что является еще одним доводом в пользу того, что в ЛК РФ установлен публичный лесной сервитут. В нормах обоих Кодексов допускается пользование земельным (лесным) участком для прохода и пребывания на нем, возможности сбора дикорастущих растений. Предыдущий ЛК РФ 1997 г. устанавливал, как уже указывалось, частный лесной сервитут в ст. 21. Частный лесной сервитут заключался в том, что права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц только на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений. В тех случаях, когда речь идет о публичных лесных сервитутах, то одной из сторон является собственник лесов - Российская Федерация, а другой - неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования (касательно частного лесного сервитута, то субъектами правоотношения на этой стороне могут быть только лесопользователи). Частный лесной сервитут имеет совсем другую природу: ограничения права лесопользования должны были быть зарегистрированы в установленном порядке (ст. 23 ЛК РФ 1997 г.). В действующем ЛК РФ ничего не говорится о частном лесном сервитуте. В ст. 23 ЗК РФ содержится отсылочная норма на ГК РФ: частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Определение сервитута, содержащееся в ГК РФ, как уже говорилось, не годится для частного лесного сервитута. Таким образом, можно констатировать, что частный лесной сервитут не закреплен в земельном и гражданском законодательстве. Соответственно данный вопрос следует признать неурегулированным, что является упущением законодателя. Сервитуты полностью соответствуют возможности использования леса на основе признания принципа многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях), который был закреплен в ст. 22 предыдущего ЛК РФ. "Суть этого принципа состояла в следующем. При условии разумного ведения хозяйства один и тот же участок леса можно использовать одновременно в различных целях: вести заготовку древесины, осуществлять побочное лесопользование, использовать его в культурно-оздоровительных целях и т. п. Уникальная способность леса к восстановлению обусловливает возможность постоянного и неистощительного лесопользования на основе регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользования им" <4>. -------------------------------- <4> Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Изд-во "ИНФРА-М-НОРМА", 1997. С. 20.

В действующем ЛК РФ этот принцип не закреплен. Но близким к нему является принцип многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, предусмотренный в п. 4 ст. 1 ЛК РФ.

Название документа