Об определении убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль, для целей ст. 105.14 НК РФ, устанавливающей требования признания сделок неконтролируемыми
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2013 г. N 03-01-18/5769
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение некоммерческого партнерства по вопросу применения ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 указанной статьи, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно требованиям, перечисленным в указанном подпункте. В числе таких требований следующее: указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.
В соответствии с п. 8 ст. 274 Кодекса под убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.
Кроме того, в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций принимаются отдельные виды убытков, среди которых убыток от реализации амортизируемого имущества, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и производств, убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, и другие.
По мнению Департамента, при определении наличия (отсутствия) убытка для целей ст. 105.14 Кодекса необходимо руководствоваться требованиями, установленными абз. 2 п. 1 ст. 105.3 Кодекса, на основании которых учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с Кодексом).
Так, в случае если налогоплательщик в соответствии с п. 2 ст. 274 Кодекса в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, и при этом прибыль, полученная от осуществления таких операций, увеличивает прибыль организации, а убыток принимается к налоговому учету в порядке, установленном Кодексом, то убыток от таких операций не признается убытком в целях применения ст. 105.14 Кодекса.
В свою очередь, убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды, и убытки, приравненные к внереализационным расходам, признаются убытками в целях применения ст. 105.14 Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Дополнительно отмечаем, что на основании п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере.
Согласно пп. 5.1 Положения по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.
Изложенные в обращении предложения будут рассмотрены Министерством финансов Российской Федерации в рамках реализации вышеуказанных полномочий.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
27.02.2013