Об отсутствии оснований для приема банковскими платежными агентами, платежными агентами денежных средств от физических лиц в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 2013 г. N 03-01-10/5290

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение некоммерческого партнерства о деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц в счет уплаты налогов и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1, 1.1, 3 п. 3 и п. 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных Кодексом, считается исполненной физическим лицом - налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета этого лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку этим лицом, при условии их достаточности для перечисления, а также со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Вместе с тем налогоплательщик имеет возможность исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств в электронной форме по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы банков.

Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса банки - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Банковские платежные агенты, платежные агенты не являются кредитными организациями и банками, о которых указано в п. 2 ст. 11 Кодекса.

Кодексом не предусмотрена уплата налогов и сборов, в том числе государственных пошлин, через банковских платежных агентов, платежных агентов, а также через платежные терминалы, не принадлежащие банкам.

На основании п. 4 ст. 58 и п. 2 ст. 60 Кодекса операции по приему денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации банками, кассами местных администраций и организациями федеральной почтовой связи осуществляются без взимания платы.

Платежные документы должны содержать информацию, позволяющую идентифицировать плательщика, получателя средств и платеж.

В соответствии с Федеральными законами от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" банковские платежные агенты (платежные агенты) имеют право взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между банковским платежным агентом (платежным агентом) и плательщиком, что не может быть применимо в отношении налоговых платежей.

Соответствующие разъяснения даются Министерством финансов Российской Федерации (Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики) авторам обращений, в том числе банкам, банковским платежным агентам, платежным агентам.

Кроме того, ФНС России было направлено в Банк России Письмо от 15.08.2011 N ПА-4-1/13293, в котором была выражена просьба о направлении Банком России соответствующих разъяснений по банковской системе.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

25.02.2013