В связи с допущенной ошибкой в решении территориального органа ФАС России, принятом по результатам рассмотрения жалобы организации - участника конкурса по существу, и отказом должностного лица названного органа ее исправить организация подала заявление, содержащее жалобу на указанные действия соответствующего органа. Поступившее 29.10.2012 заявление передано территориальным органом ФАС России по подведомственности с уведомлением заявителя о такой передаче. В надлежащий орган заявление поступило 31.10.2012, а решение по нему было принято 30.11.2012. Соответствуют ли указанные действия названных органов положениям законодательства?

Ответ: Действия контролирующих органов (в части принятия заявления, передачи его по подведомственности, сроков принятия решения по нему), по нашему мнению, следует признать полностью соответствующими действующему законодательству.

Обоснование: Исходя из ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент), вступивший в силу 09.09.2012.

Согласно п. 5.1 Регламента заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке, в том числе в случае отказа контролирующего органа, должностного лица контролирующего органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате рассмотрения жалобы документах либо нарушения установленного срока таких исправлений.

В силу п. 5.13 Регламента нарушения Регламента ФАС России территориальными органами, должностными лицами ФАС России обжалуются в ФАС России.

А нарушения Регламента должностными лицами территориального органа обжалуются либо в соответствующий территориальный орган, либо в ФАС России (п. 5.14 Регламента).

В соответствии с п. 5.15 Регламента заявление, поданное с нарушением п. п. 5.13 и 5.14 Регламента, с подтверждающими документами направляется получившим ее контролирующим органом в соответствующий контролирующий орган с уведомлением заявителя о переадресации заявления.

По правилам п. 5.16 Регламента поступившее заявление рассматривается контролирующим органом в течение тридцати дней со дня регистрации.

Согласно п. 5.17 Регламента срок рассмотрения заявления может быть продлен в случае принятия руководителем контролирующего органа решения о необходимости проведения проверки по заявлению, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней. В этом случае решение о продлении срока рассмотрения заявления сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления (п. 5.18 Регламента).

В силу п. 5.21 Регламента решение руководителя контролирующего органа оформляется в письменной форме.

Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме (п. 5.22 Регламента).

Из анализа указанных положений следует, что отказ контролирующего органа в исправлении допущенной ошибки в решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы по существу, следует признать достаточным основанием для обращения заявителя жалобы с соответствующим заявлением.

В части процедуры передачи указанного заявления по подведомственности и срока принятия по нему решения следует отметить, что специальных указаний для начала отсчета указанного срока (30-дневного) Регламент не содержит (как, например, в случае с рассмотрением жалобы, см. п. 3.25 Регламента), в связи с чем считаем правильным руководствоваться соответствующими положениями гражданского законодательства.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу п. 2.16 Регламента датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контролирующем органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству, по нашему мнению, в данной норме имеется в виду регистрация в надлежащем контролирующем органе, а не с нарушением правил подведомственности.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации днем поступления заявления в надлежащий орган является 31.10.2012, при этом 30-дневный срок для принятия по нему решения отсчитывается начиная со следующего дня после его поступления (очевидно, что заявление регистрируется в день его поступления в контролирующий орган, как и в случае с жалобой - см. п. п. 2.15, 3.4 Регламента). Соответственно, решение по заявлению, по нашему мнению, принято контролирующим органом в срок (в последний его день).

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.02.2013