Организация - участник открытого конкурса в территориальный орган ФАС России подала жалобу в том числе на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса по оценке заявки указанной организации на участие в конкурсе, в результате которых была установлена недостаточная квалификация работников организации-участника и названной заявке был присвоен второй номер (право комиссии оценивать указанный показатель предусмотрено порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, содержащимся в конкурсной документации). Комиссия территориального органа ФАС России приняла решение по итогам рассмотрения жалобы - жалоба была признана необоснованной, при этом не содержала вывода комиссии в отношении рассмотренных действий конкурсной комиссии, в связи с чем заявитель указанное решение обжаловал в суд с требованием его отмены. Правомерно ли требование заявителя жалобы?
Ответ: Требование заявителя жалобы отмены решения комиссии территориального органа ФАС России в связи с отсутствием в решении по итогам рассмотрения жалобы по существу указанных выводов следует признать неправомерным.
Обоснование: Исходя из ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть также качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ч. 3.2 ст. 60 Закона N 94-ФЗ рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в п. п. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 28, п. п. 1, 2 и 4 ч. 3 ст. 31.6 Закона N 94-ФЗ.
При этом в силу ч. 4.1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п. 1.1 ч. 4 названной статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, из толкования названных норм следует, что такой показатель, как квалификация работников участника конкурса (если право комиссии оценивать указанный показатель предусмотрено порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, содержащимся в конкурсной документации), в целях применения ч. 3.2 ст. 60 Закона N 94-ФЗ правомерно относить к тем критериям оценки заявок на участие в конкурсе, рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок по которым не проводится.
На основании ч. 9 ст. 60 Закона N 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент), вступивший в силу 09.09.2012.
Как предусматривает п. 1.2 Регламента, указанный документ определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России и ее территориальных органов и порядок взаимодействия между ними при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
В силу п. 3.24 Регламента рассмотрение жалобы осуществляется на заседании комиссии контролирующего органа.
В соответствии с п. 3.35 Регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия принимает единое решение.
При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной.
При этом Регламент также закрепляет, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в п. п. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 28, п. п. 1, 2 и 4 ч. 3 ст. 31.6 Закона N 94-ФЗ. Кроме того, уточнено, что в этом случае комиссия принимает решение о том, что соответствующий довод жалобы не относится к компетенции контролирующего органа.
Согласно п. 3.39 Регламента, в случае если доводом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в п. п. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 28, п. п. 1, 2 и 4 ч. 3 ст. 31.6 Закона N 94-ФЗ, резолютивная часть решения должна содержать выводы комиссии о том, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в п. п. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 28, п. п. 1, 2 и 4 ч. 3 ст. 31.6 Закона N 94-ФЗ, и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке. В связи с анализом вышеперечисленных положений требование заявителя жалобы отмены решения территориального органа ФАС России в связи с отсутствием в решении по итогам рассмотрения жалобы по существу указанных выводов следует признать неправомерным. В таком случае комиссии контролирующего органа, очевидно, в решении следовало указать, что соответствующий довод жалобы не относится к компетенции контролирующего органа (согласно п. п. 3.35, 3.39 Регламента). Однако, по нашему мнению, отсутствие такого указания не может рассматриваться как основание отмены решения контролирующего органа, учитывая также и то, что обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке (как следует из вышеуказанной нормы).
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
25.02.2013