Уполномоченный орган муниципального образования принял решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже муниципального имущества (нежилого помещения). В ходе проведения торгов антимонопольный орган выявил факт нарушения муниципальным образованием законодательства, поскольку на официальном сайте района не была размещена информация об аукционе

Правомерно ли вынесенное антимонопольным органом решение о нарушении антимонопольного законодательства муниципальным образованием?

Ответ: В соответствии с законодательством РФ и сложившейся судебной практикой действия антимонопольного органа по вынесению указанного решения считаются правомерными в случае, если в соответствующем порядке установлен факт по неисполнению обязанности в части размещения информации об аукционе как в официальном печатном издании, так и на официальных сайтах сети Интернет.

Обоснование: В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) информационные сообщения о продаже муниципального имущества, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации, должны быть опубликованы в средствах массовой информации; размещены в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях (сети Интернет). Информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца муниципального имущества в сети Интернет не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ определено: если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Пункт 2 ст. 15 Закона N 178-ФЗ устанавливает, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом N 178-ФЗ.

Согласно пп. "д" п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 (далее - Положение), продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона, а также размещение информации о проведении аукциона в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Законом N 178-ФЗ и Положением.

В соответствии с п. 18 Положения информационное сообщение об итогах аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальных сайтах в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Законом N 178-ФЗ, а также не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов аукциона, размещается на сайте продавца в сети Интернет.

Исходя из буквального толкования приведенных норм права следует понимать, что информацию о торгах необходимо размещать как в официальном печатном издании, так и на официальных сайтах в сети Интернет.

В Постановлении от 02.10.2012 N А06-7511/2011 ФАС Поволжского округа удовлетворил требование о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении муниципальным образованием ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, выразившемся в неразмещении на официальном сайте сети Интернет информационного сообщения об аукционе по продаже муниципального имущества - недвижимости. Однако данное сообщение было опубликовано в официальном печатном издании с приведением характеристик, наименования объекта продажи, даты начала и окончания приема заявок, перечня документов. Кроме того, в ходе судебного разбирательства антимонопольный орган надлежащим образом не доказал факт неразмещения на официальном сайте сети Интернет информации об аукционе. В связи с чем суд посчитал, что в данном случае муниципальным образованием приведены все требуемые характеристики аукциона, что не нарушает положения антимонопольного законодательства.

Таким образом, считаем, что принятое антимонопольным органом решение является правомерным в случае, если в судебном порядке установлен факт нарушения порядка размещения информации об аукционе, то есть уполномоченный орган с соблюдением установленного порядка обязан представить доказательства по отсутствию на официальном сайте информации об аукционе.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.02.2013