Особенности законодательства о банкротстве в США
(Королев В. В.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 1) Текст документаОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ В США
В. В. КОРОЛЕВ
Королев В. В., директор Приволжской саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Акт о банкротстве 1800 г. считается первым федеральным актом о несостоятельности, действовавшим в течение трех лет. В последующие периоды реформирование законодательства о банкротстве происходило достаточно регулярно. Основной задачей Акта 1800 г. было предоставление возможности кредиторам собрать активы индивидуального предпринимателя. Ранее, в XVIII в., в разных штатах акты о несостоятельности управомочивали индивидуального должника получить освобождение из тюрьмы, а иногда даже освободить от признания банкротом <1>. -------------------------------- <1> Warren C. Bankruptcy in United States History. N. Y., 1935. P. 21 - 24.
Принятый в 1841 г. федеральный Акт о банкротстве преследовал двойную цель: освобождение банкрота и удовлетворение кредиторов. Этот закон впервые позволил должнику добровольно подать заявление о банкротстве. В нем законодатели США провозгласили один из основных принципов, неизменно реализуемый во всех последующих законодательствах о несостоятельности: создание условий для освобождения от тягот банкротства и предоставление банкроту возможности реабилитации. Этот акт, очевидно, ориентированный на должников, позволял кредиторам лишь изредка получать какое-либо возмещение из имущества банкротов. Популярность Акта 1841 г. среди должников вызвала шквал банкротств, в силу чего вынудила власти отменить его по истечении 18 месяцев. В 1867 г. в сферу действия законов о банкротстве были включены и компании. Хотя и этот Акт действовал недолго, до 1878 г., в 1874 г. законодатели внесли в него важное дополнение, позволившее заключать соглашения между кредиторами <2>. -------------------------------- <2> Warren C. Bankruptcy in United States History. N. Y., 1935. P. 79 - 83.
Современное американское право о банкротстве во многом базируется на Акте о банкротстве 1898 г. и его принципах "нового старта" (что позволяет банкротам начать свою деятельность с чистого листа) и равного распределения между кредиторами. В 20 - 30-х годах прошлого века стала очевидной необходимость в появлении новых процедур, альтернативных прямолинейной ликвидации, в соответствии с которыми бизнес мог бы продолжаться как действующее предприятие к взаимной выгоде сторон. В 1930 г. в Конгресс был представлен Доклад Тэтчера, в котором обосновывалось и предлагалось введение реабилитационных процедур для "слабых компаний". За этим последовало принятие разрозненного законодательства в отношении железных дорог и фермеров (The Railroad Reorganisation Act 1933, Corporation Reorganisation Act 1933, Frazer-Lempke Act of 1933 - 1935). Этот период реформирования завершился введением в действие Акта о мелкой торговле 1938 г. (Chandler Act 1938), в соответствии с которым основной процедурой признавалась реорганизация, а не прямая ликвидация предприятия. Современное законодательство о банкротстве является результатом реформы 1978 г. В 1970-е годы создается Комиссия США по законодательству о несостоятельности. Следуя ее докладу, обнародованному в 1973 г., Конгресс принял Акт о реформе процедур банкротства (The Bankruptcy Reform Act 1978), который ввел в действие Кодекс о банкротстве и Положения о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции. В дополнение к Кодексу основные процедурные аспекты были изложены в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy), в которых, в частности, выделены специальные положения о фермерах, и в 1986 г. внесены дополнения о введении специальной системы поверенных. Дальнейшие реформы проводились в 1994 г. и привели законодательство о банкротстве корпораций в современное состояние (The Bankruptcy Reform Act 1994). В последние годы количество банкротств, особенно частных лиц, стремительно возросло. Существенным фактором их роста является ориентация американского права на должника, что породило желание избежать возврата долгов, которые вполне могли быть уплачены. Такой тип злоупотреблений перекладывал долговое бремя индивидуальных потребителей на бизнесменов. Для борьбы с этим явлением был принят Акт о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005). Закон одобрен 14 апреля 2005 г. палатой представителей, 20 апреля 2005 г. подписан Президентом, и вступил в силу 17 октября 2005 г. Для борьбы со злоупотреблениями при банкротстве этот Закон (S. 256 Title 11) предусматривает вполне прямолинейный тест, основанный на определении уровня необходимой поддержки. Этот тест требует от состоятельных дебиторов выработать план выплат в соответствии с гл. 13 Кодекса о банкротстве. Хотя в новом Законе делается упор на личную ответственность должников, в то же время государство не отказывается от помощи тем, кто нуждается в поддержке, предлагая такие варианты, как "новый старт" и защита от кредиторов. Законодательство США о банкротстве в отличие английского права использует понятие "банкротство" и применительно к компаниям, и в отношении частных лиц, однако термин "банкрот" практически не встречается в законодательстве. В Кодексе о банкротстве (The Bankruptcy Code (BC), Title 11 United States Code) речь ведется о дебиторах. Специальные законы о несостоятельности в США в течение длительного времени демонстрируют свою прагматичность и позитивный подход к разрешению противостояния между кредитором и должником. Несостоятельность рассматривается как необходимая цена, которую следует заплатить за преимущества оздоровления экономики. Американское право базируется на концепции полного возмещения кредиторам, однако основной упор при этом сделан на реорганизацию, а не на ликвидацию компании. Главная цель законодательства о несостоятельности - это реабилитация должника, на что указывается в гл. 11 Кодекса о банкротстве. Положения этой главы предусматривают реорганизацию - восстановительную процедуру, в соответствии с которой компания, по крайней мере изначально, сохраняет владение и контроль над собственными активами, и управление бизнесом продолжается под защитой "автоматического состояния". Процедура банкротства может быть открыта добровольно или, что случается гораздо реже, принудительно тремя или более кредиторами. В последнем случае как минимум три кредитора имеют необеспеченные требования на сумму 10 775 долларов США. Если у должника менее 12 кредиторов, принудительное банкротство может возбудить один из них, имея долг, равный указанной сумме или больше (ст. 303 BC). Для открытия процедуры в принудительном порядке необходимо доказать, что должник не оплачивает свои долги в срок, и не нужно доказывать, что кредитор не в состоянии взыскать их в рамках обычной судебной процедуры. Но и в этом случае к процедуре несостоятельности применяются положения гл. 11 Кодекса о банкротстве. Для открытия процедуры в добровольном порядке должник, подающий заявление о ликвидации или реорганизации, не обязан удовлетворять каким-то критериям несостоятельности. Он также не обязан как-то обосновывать свое решение подать такое заявление (ст. 301 BC). Реорганизация проводится поэтапно в течение нескольких месяцев и включает переговоры и составление плана вывода компании из кризиса, подготовку проекта заявления о раскрытии информации, утверждение этого проекта на судебных слушаниях, принятие плана кредиторами и акционерами, утверждение его судом, реализация антикризисной программы. Должник имеет 120 дней на то, чтобы представить план реорганизации самостоятельно. По истечении этого периода план может быть подан любой заинтересованной стороной (кредитор, комитет кредиторов или управляющий по делу, но не федеральный управляющий) (ст. 1121 BC). В ст. 1123 BC перечисляются как обязательные положения такого плана, так и положения, включаемые по усмотрению составителя. Планом реорганизации предусматриваются в первую очередь меры в пользу должника, поскольку основная цель - восстановление его платежеспособности. В нем следует установить категории требований и интересов кредиторов, в том числе и не затрагиваемых документом; указать направления работы с любыми их видами, определенными планом; обеспечить равный подход к каждому требованию в пределах одной категории. В план включаются методы, необходимые для его реализации и установленные непосредственно в законе (ст. 1123(5)): (a) сохранение за должником всего или части имущества; (b) передача всей или части конкурсной массы одному или нескольким юридическим лицам, созданным до или после утверждения такого плана; (c) объединение или присоединение должника к другому лицу или другим лицам; (d) продажа всего или части имущества, образующего конкурсную массу, независимо от того, имеются ли обременения данного имущества, такие как, например, залог или продажа с отсрочкой платежа или распределение всего или части имущества между лицами, обладающими правами требования по отношению к имуществу должника; (e) удовлетворение или изменение любого права требования; (f) отмена или изменение любой доверенности на управление собственностью или аналогичного документа; (g) исправление любого нарушения или отказ от использования прав при таком нарушении; (h) продление сроков погашения или изменение процентной ставки или иных условий размещенных ценных бумаг; (i) внесение изменений в устав должника или (j) выпуск ценных бумаг должника или любого юридического лица, о котором говорится в подпункте (b) или (c), с оплатой их денежными средствами, имуществом, существующими ценными бумагами или в обмен на требования. Обязательным является внесение в устав должника, если он представляет собой корпорацию или созданную вновь любую корпорацию, указанную в п. п. (5)(b) или (5)(c), положения, запрещающего выпуск неголосующих долевых ценных бумаг и предусматривающего в случае ранее состоявшегося выпуска дебитором нескольких категорий ценных бумаг с правом голоса соответствующее распределение таких прав между различными их видами (с учетом преимуществ в части дивидендов, избрания членов совета директоров, представляющих такие преимущественные категории в случае нарушения обязательств по выплате таких дивидендов) (ст. 1123(6)). Законом допускается наличие только тех положений, которые совместимы с интересами кредиторов и держателей долевых ценных бумаг, а также с публичной политикой компании в части порядка избрания любых должностных лиц, директоров или управляющих либо преемников таких должностных лиц, директоров или управляющих (ст. 1123(7)). Кроме того, план реорганизации может вводить ограничения прав требования; с учетом ст. 365 BC предусматривать согласие, отказ или уступку любого контракта, подлежащего исполнению в будущем, или неистекшего договора аренды должника, не прекращенного ранее на основании указанной статьи; производить расчет по любым требованиям или корректировку любых требований к должнику или конкурсной массе; требовать сохранения самим должником или поверенным конкурсной массы; предусматривать продажу всего или существенной части имущества конкурсной массы и распределение поступлений от такой продажи между держателями права требования; изменять права держателей обеспеченных требований; содержать любые другие положения, не противоречащие закону. Целью реорганизации является предоставление компании возможности реструктурировать свои долги и свою деятельность таким образом, чтобы при одобрении кредиторами и судом это позволило компании начать свою деятельность заново. Прежде чем будет утвержден план оздоровления, платежи кредиторам в отношении требований, возникших до подачи заявления в суд, в принципе запрещены (ст. 549(a) BC). У компании остается право владения своим имуществом, и она получает защиту от кредиторов. Обычно при реорганизации директора компании остаются у руководства и продолжают вести бизнес. В таких случаях компания определяется как "должник во владении" (ст. 1101(1) BC). Должник (если он остается владельцем своего имущества) или поверенный наделяется "правом аннулирования", позволяющим ему аннулировать любую сделку, заключенную в течение определенного срока (90 дней) до подачи заявления о банкротстве. Такая мера способствует возврату платежей или имущества, которые могут быть использованы для расчетов с кредиторами. При этой процедуре банкротства поверенный может быть назначен в любое время после открытия процедуры банкротства, но до утверждения плана реабилитации, только по определению суда с указанием причин такого решения, к каковым могут относиться обман, недостаточная компетенция или ненадлежащее управление производством со стороны должника, и на основании запроса одной из сторон после уведомления других участников процесса и проведения слушаний дела (ст. 1104(a)). Однако такое назначение является скорее исключением, нежели правилом <3>. -------------------------------- <3> Re Sharon Steel Corp. 871 F2d 1271 (3d Circ 1989).
Следует отметить, что при процедуре реорганизации к поверенному предъявляются определенные требования. Специалист по банкротству - это физическое лицо, компетентное исполнять обязанности по управлению конкурсной массой должника (адвокат, бухгалтер или кризисный управляющий), либо корпорация, которая согласно своему уставу уполномочена осуществлять функции по управлению имуществом, включенным в конкурсную массу должников. При этом лицо, выступавшее по делу в качестве эксперта, не вправе осуществлять функции поверенного в том же деле (ст. 321 BC). Поверенный обязан оформить страхование профессиональной ответственности и особое страховое покрытие ответственности, связанной с управлением конкурсной массой должника. Прежде чем приступить к выполнению своих функций, поверенный депонирует в суде залог в пользу Соединенных Штатов в качестве гарантии добросовестного исполнения профессиональных обязанностей (ст. 322 BC). Однако он не отвечает лично своим имуществом или таким своим залогом в пользу Соединенных Штатов за штрафные санкции, наложенные на должника, или конфискацию его имущества. Более того, взыскание такого залога не может осуществляться по истечении двух лет после даты освобождения лица от обязанностей по управлению конкурсной массой. Основания профессиональной ответственности специалистов по банкротству содержатся во внутренних положениях их профессиональной ассоциации. За нарушение правил профессиональной этики предусмотрены особые меры дисциплинарного характера, которые не регулируются The Bankruptcy Code (Кодексом о банкротстве). В обязанности поверенного входят: предоставление отчета за все полученное имущество (ст. 704(2)) и, если суд не установит иное, информации о конкурсной массе должника и об управлении ею по требованию заинтересованной стороны (ст. 704(7)); проведение проверки обоснованности предъявляемых должнику требований (ст. 704(5)); обращение в суд наряду с федеральным управляющим США и иным государственным органом, которому поручено собирать или определять любые налоги, периодические отчеты и сводки о такой деятельности, включая справки о поступлениях и расходах, а также иную информацию, затребованную федеральным управляющим США или судом (704(8)); составление заключительного отчета и оформление итогового счета по управлению конкурсной массой для суда и федерального управляющего США (704(9)); если этого не сделано должником, составлять список кредиторов, план активов и обязательств, план текущих доходов и текущих расходов и отчет о финансовом состоянии должника. Если должник ведет хозяйственную деятельность, за исключением случая, когда суд распорядится об ином, поверенный обязан проверять деятельность, поведение, активы и обязательства, финансовое положение должника и решать вопрос о необходимости продолжения ведения бизнеса. На него возлагается предоставление материалов любой проверки, включая установленные факты обмана, нечестных действий, некомпетентности, неправомочных действий, ненадлежащего управления или нарушений в управлении делами должника, любому комитету кредиторов или держателей акций, любому доверенному управляющему или иному лицу по указанию суда. Поверенный должен проанализировать деятельность предприятия и за любой период, за который должником не подана налоговая декларация, требуемая законом, представить по запросу соответствующего государственного органа информацию с учетом состояния книг и записей должника и доступности такой информации. Суд может возлагать на него и другие обязанности, которые не в состоянии исполнить сам должник, лишенный возможности управлять своим имуществом. Кроме того, следует иметь в виду, что должник, функции управления деятельностью которого переданы поверенному, может вернуть себе такие функции (ст. 1105 BC). Суд по запросу федерального управляющего или заинтересованной стороны, направив уведомления и проведя соответствующие слушания, отстраняет поверенного, что отражает изменение обстоятельств, при которых было сделано назначение. The Bankruptcy Code не содержит перечня конкретных оснований для отстранения от должности, поскольку решение об этом принимается судом по каждому делу индивидуально. Примерами оснований для отстранения от должности могут служить непредставление требуемых отчетов или несоблюдение фидуциарных обязанностей управляющего. Во всех случаях, когда суд отстраняет поверенного или наблюдателя, такой управляющий или наблюдатель должен быть отстранен и от исполнения своих функций в других делах по гл. 11, если судом не будет указано иное (324(b)). К компании переходит также большинство прав, полномочий и обязанностей, предоставляемых поверенному, кроме права на компенсацию (ст. 330 BC) и проведение расследования. Функции управления остаются у прежнего руководства. Должник выступает держателем конкурсной массы, может использовать, продавать или сдавать имущество в аренду в обычном порядке. Он выплачивает торговые долги и обязательства по заработной плате перед своими работниками. Однако любые действия, выходящие за пределы обычного хозяйственного оборота, должны утверждаться судом. В американском варианте в процессе банкротства участвуют не только руководители компании и суд, но и акционеры, кредиторы и "должник во владении", т. е. сама компания. Как отмечалось выше, должник не обязан объяснять причину подачи заявления о банкротстве, но, поскольку в результате такого заявления объявляется мораторий на предъявление кредиторами каких-либо требований к компании, дебиторы достаточно часто используют эту особенность американского законодательства. Так, в апреле 1987 г. компания Texaco Inc подала заявление в суд в соответствии с гл. 11 BC, чтобы получить передышку и защититься от приказа о предоставлении обеспечения 11,1 млрд. долларов в пользу другой компании-кредитора по суду <4>. Следует отметить, что для США такая причина введения реорганизации является убедительной. -------------------------------- <4> Bailey E., Groves H., Smith C. Corporate Insolvency. Law and Practice. L., 2001. 2 ed. P. 779.
Еще один пример использования законодательства о банкротстве. Компания Johns-Manville Corporation подала заявление в соответствии с гл. 11 для проведения переговоров о порядке разрешения в настоящее время и в будущем жалоб от лиц, пострадавших от воздействия асбеста. Это заявление было оспорено, но неудачно. Положения гл. 11 позволили компании добиться запрета на любые юридические действия против нее настоящих или будущих "асбестовых" истцов. Возмещение убытков как вид наказания компании запрещался решением суда <5>. По итогам этого дела в закон внесено специальное положение, касающееся правомочий трастовых фондов в случае ответственности за ущерб от воздействия асбеста на организм (524(g) BC). -------------------------------- <5> Re Johns-Manville Corp. BR 727 (Bancr., SDNY 1986).
------------------------------------------------------------------
Название документа