В ходе выездной налоговой проверки организации налоговый орган предъявил налогоплательщику требование о представлении документов. Организация отказалась представлять затребованные документы, указав, что запрашиваемые документы уже были представлены налоговому органу в ходе проведения данной проверки. Налоговый орган ссылается на то, что организации данным требованием предложено представить копии спорных документов взамен подлинников. В связи с непредставлением документов налоговый орган привлек организацию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Правомерно ли данное решение налогового органа?
Ответ: Если налогоплательщик представил налоговому органу в ходе налоговой проверки подлинники документов, но до того, как налоговый орган предъявил требование о предоставлении копий этих же документов взамен подлинников, они были возвращены и налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, тогда привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ правомерно.
Если подлинники не были возвращены и налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, тогда привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 93 НК РФ установлено, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
Как указано в п. 4 ст. 93 НК РФ, отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
На основании п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
В п. 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Как следует из изложенного, НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу документы, указанные в требовании о представлении документов, за исключением уже представленных при проведении камеральных или выездных налоговых проверок документов.
Под данное исключение не подпадает ситуация, когда налогоплательщик при проведении камеральных или выездных налоговых проверок документов представил налоговому органу документ в виде подлинника, однако он был возвращен проверяемому лицу, а впоследствии данный документ был истребован в требовании о представлении документов.
При этом представляется, что данные правила распространяются как на документы, уже представленные при проведении других (более ранних) налоговых проверок, так и на документы, представленные в ходе этой же налоговой проверки.
То есть если в ходе одной налоговой проверки налогоплательщик представил налоговому органу подлинник документа, затем он был возвращен налогоплательщику и затем налоговый орган в ходе этой же проверки потребовал представления данного документа, налогоплательщик обязан исполнить такое требование и указанное в п. 5 ст. 93 НК РФ ограничение не применяется.
Таким образом, решение вопроса о правомерности данного решения налогового органа зависит от того, были ли данные документы возвращены налогоплательщику налоговым органом после того, как налогоплательщик представил ему в ходе налоговой проверки подлинники документов, но до того, как налоговый орган предъявил требование о представлении документов: если были возвращены, а налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ правомерно; если не были возвращены, а налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
20.02.2013