Организация планирует в целях рекламы своей деятельности раз в месяц выпускать периодическое издание (иллюстрированный журнал), распространяемое бесплатно среди неопределенного круга лиц. Вправе ли организация заключить срочный трудовой договор с принимаемым на работу главным редактором подобного журнала?

Ответ: Организация в рассматриваемом случае вправе заключить срочный трудовой договор с принимаемым на работу главным редактором журнала, издаваемого с целью рекламы, при наличии согласия со стороны работника на подобный характер договора.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ, по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с творческими работниками средств массовой информации и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Должность главного редактора (издательства, редакции газет и журналов) включена в Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252).

На основании ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1):

- под средством массовой информации в том числе понимается периодическое печатное издание;

- под периодическим печатным изданием в том числе понимается журнал, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

- под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

Также отметим, что каких-либо особых требований к периодическому изданию, издаваемому с целью рекламы, Законом N 2124-1 не предусмотрено (за исключением того, что распространение рекламы в средствах массовой информации должно осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе (ст. 36)).

Кроме того, для ответа на рассматриваемый вопрос тот факт, что периодическое издание распространяется бесплатно, значения также не имеет.

Однако необходимо учитывать, что срочный трудовой договор в рассматриваемом случае может заключаться только по соглашению сторон. Как следует из п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Таким образом, организация в рассматриваемом случае вправе заключить срочный трудовой договор с принимаемым на работу главным редактором журнала, издаваемого с целью рекламы, при наличии согласия со стороны работника на подобный характер договора.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

19.02.2013